Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Тень Со временем вы должны приобрести опыт в использовании источников света, чтобы оценивать то или иное воздействие этих источников и без их подключения. Поэтому гораздо лучше, если вы не будете заучивать какие-либо правила и схемы освещения, которые для всех случаев жизни определяли бы наивыгоднейшее размещение рефлекторов. Это ни к чему хорошему не привело бы. Выбрать правильное освещение нетрудно, если вы подходите к нему со знанием дела, а самое главное — действуете по плану — так, как мы рекомендовали выше. Единственно возможный и правильный порядок обращения с источниками освещения — последовательный анализ причин и результатов. На этом вырабатывается опыт и навык. Поэтому продумывая освещение, вы должны обращать внимание и на его неотделимого спутника — тень. Различают: Второй вид тени может иметь такое же воздействие, как первая тень. Обе они создают объемность. Разница между ними только в том, как они возникают. С помощью отброшенной тени легче и точнее можно управлять формой объекта, его характером и оттенком, нежели общей тенью, которая зависит от вида источника света и, следовательно, на поверхности объекта всегда более или менее случайна. Разберем вкратце основные возможности управления тенью. 1. Густота тени зависит от величины (площади), расстояния и силы источника света, а также от расстояния до предметов, отбрасывающих тень на плоскость, улавливающую тень, и от света, который освещает эти предметы. Чем ближе к плоскости, улавливающей тень, размещен предмет, тем разче контур тени, тем насыщеннее ее тон. Различная резкость теней Если вы хотите сделать тень более четкой, примените дополнительный источник света. Если вы не хотите, чтобы возникло несколько теней, то постарайтесь, чтобы следующую тень не было видно. Это значит: освещать объект съемки нужно таким образом, чтобы не было видно новой тени, или применять такой источник света, который создавал бы почти невидимую тень, т. е. использовать рассеянный свет (лучше всего экран, отражающий свет). Общая плотность тени, конечно, зависит от того, какое общее настроение должно быть запечатлено на снимке. Если вы хотите сделать объект более темным, то тень должна быть более выразительной. Напротив, чем светлее вы хотите сделать объект, тем меньше тень должна отвлекать внимание. В большинстве случаев тень не должна быть настолько темной, чтобы в ней пропал рисунок и детали, если, конечно, вы не хотите подобным способом подчеркнуть те или иные черты снимаемого объекта. 2. Величина и форма теней зависят от вида источника света, от направления освещения, от размещения предмета по отношению к плоскости, на которой образуется тень, от расстояния предметов от этой плоскости и от ее формы. Осмыслив все это, вы сможете совершенно свободно управлять тенью и не будете зависеть от случайности. Различные величины и формы теней (тень помогает видеть предмет одновременно и под другим углом зрения, например сбоку) Чем больше тень, тем больше внимания она привлечет, тем большую роль будет играть. Тут вопрос не только в том, какую площадь занимает тень, но и в содержании и настроении, драматизации содержания всего снимка. Объект съемки может таким образом получить совершенно иную окраску. Огромная тень мужчины (например, отброшенная на стену дома) может превратить нормальную ситуацию в детектив. Все тени должны быть обоснованы внутренним содержанием и логикой снимков. 3. Общая тень — это в основном просто недостаток бокового света. На форму тени влияет только общий угол падения света, которым освещены предмет или плоскость заднего плана. В результате возникает световое пятно, овал или полоса с более или менее сходящимися краями. В некоторых случаях это может служить основой для принципиального светового решения снимка. 4. Предмет может непосредственно соприкасаться с плоскостью тени. Такую тень зритель может даже не заметить, если она не будет как-нибудь особо подчеркнута или утрирована. Отброшенные тени никогда не должны быть на снимке беспричинны и бесцельны. Тень, связанная с предметом,— одна из составляющих сюжета. Но не следует ее значение слишком преувеличивать. Задача состоит в том, чтобы с помощью тени подать сюжет наилучшим образом, наиболее четко, но ни в коем случае не подавлять его тенью. Ведь смысл фотографии не в том, чтобы дать изображение «интересной тени», а в том, чтобы четко, понятно и интересно выразить главную мысль, существо сюжета. Форма и композиция при этом играют только вспомогательную роль. Предмет может не прикасаться непосредственно к плоскости тени. Взаимодействие тени с предметом, отбрасывающим ее Если вы хотите показать весь предмет, но так, чтобы он обязательно лежал на каком-то характерном основании (например, на подложке), то можете попасть в затруднительное положение. Поэтому нужно положить предмет на стеклянную пластинку, которая отделит предмет от упавшей на него тени. В этом случае тень дает фотографу новые возможности. Тут вы можете применить дополнительное освещение, при этом тень не нарушится и вместе с тем не будут создаваться новые тени. Можно также менять и освещенность заднего фона, не меняя при этом освещенности самого объекта. Можете менять и величину тени, не меняя при этом ее форму. Тень, образованная осветительным устройством 5. Самостоятельное значение тень может обрести, если будет совершенно отделена от объекта (например, при съемке предмета для рекламной фотографии). В результате возникает ощущение нереальности. Форма предмета и его контуры будут лучше выделены, так как контурная линия ие нарушена тенью. Тень при этом, напротив, может дорисовать эту форму самостоятельным рисунком, повторяющим предмет в новом пространственном измерении. Если вы еще больше удалите предмет от плоскости, на которую падает тень вне пространства, ограниченного кадром фотоаппарата, то получите изображение совершенно без тени. Этот способ иногда применяют для рекламной фотографии и для специальных целей. 6. Освещение без теней — в практике международной журналистики такую фотографию называют «High key» («высокий ключ».— англ.). Это в основном снимки объектов без теней, плоскостное изображение. Рефлекторы в этом случае должны быть размещены по возможности ближе к объективу, объект съемки получается светлым, кадр снимается с чуть низкой точки и освещается так, чтобы нигде не возникла тень (ни под носом, ни под подбородком); сам объект съемки значительно удален от фона, который остается белым и освещается самостоятельным источником. Хороший эффект дает только вид спереди или прямой профиль. Непрямой профиль возможен лишь у торса. Такой способ освещения применяется иногда при съемке портретов или тела, так как создает впечатление двухразмерности и приближается по воздушности и нежности полутонов к графике, карандашному рисунку или гравюре. Такое освещение дает возможность сделать из вас «художника» просто и быстро, без больших затруднений и стараний. Кому больше по душе такой способ выражения, тому следовало бы оставить фотографию и заняться рисованием.
|