Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Фотограф Качество
фотографии зависит прежде всего от
самого фотографа. Нельзя, конечно,
судить по одному снимку, ведь он
может быть случайным. Однако общий
стиль работы всегда совершенно
определенно выдает характер,
глубину мысли и вкус автора. Если вы
хотите получать хорошие снимки, то
прежде всего должны упорно
работать над собой. Тогда вам будет
что сказать своими снимками. Эту
работу можно разделить примерно на
три этапа: 1. Для каждого человека характерны свои специфические черты. Один горяч и легок на подъем, другой, напротив, флегматичен, кто-то боязлив, кто-то чувствителен, кто-то изобретателен, кто-то смел, кто-то бестолков, а кто-то не лишен организаторских способностей и т. д. Если вам хорошо известны свойства вашего характера, то необходимо развивать те, которые способствуют вашей работе, и, наоборот, подавлять те свойства, которые могли бы помешать вашей работе. Невозможно, однако, действовать совершенно против своей натуры — поэтому выбирайте такой способ действий, который наиболее соответствует вашему характеру, вашим индивидуальным особенностям и привязанностям. Фотограф должен обладать быстрой реакцией и хорошим вкусом, быть находчивым, быстрым, изобретательным, терпеливым и дисциплинированным, иметь организаторский талант. В вашей власти овладеть этими качествами. В зависимости от того, каковы ваши творческие устремления, выбирайте себе сферу деятельности и метод работы. Никто не родится репортером, для которого достаточно долей секунды, чтобы оценить все основные и важные черты сюжета, и не каждому хватает терпения, чтобы вникнуть во все тонкости снимаемого сюжета, чтобы осуществить свой замысел. Некоторые изобретательны и имеют богатую фантазию, развитое воображение. Им проще выдумывать вещи, которые они потом реализуют согласно задуманному. Если вы не обладаете таким воображением и фантазией, то вам на помощь придут анализ и наблюдение. Жизнь гораздо богаче и фантастичнее самой богатой фантазии. Если вы будете целеустремленно наблюдать, упорно действовать и терпеливо ловить момент, который соответствовал бы вашему замыслу, то добьетесь большего успеха, нежели рассчитывая на самую изощренную фантазию. Для фотографии имеют значение те же самые факторы, что и для любого другого вида искусства. Природой способности предусмотрены лишь как возможности, как скромные предпосылки, которые нуждаются в практическом развертывании и развитии. Система в работе, терпение, сосредоточенность и трудолюбие — вот действительные условия успеха. Прежде всего необходимо перевести всю техническую сторону работы в подсознание. Это значит — упростить технику съемки до минимума и овладеть навыком. Вы не должны загружать себя лишними проблемами, наоборот — нужно по возможности их устранить. Не обязательно запоминать все сведения, достаточно их иметь в справочнике. Если встретится новая задача, вы должны прежде всего знать, где можно просто и быстро найти на нее ответ, который опять же следует упростить. Следующий важный фактор работы — незаметность и естественность ваших действий. Это значит, что нужно научиться так носить фотоаппарат и обращаться с ним, чтобы не привлекать к себе постороннее внимание. Никогда не следует носить его на шее или на животе с открытым футляром, чтобы он сразу бросался в глаза. Охотник, который пойдет в лес с ружьем через плечо, с хромированным блестящим стволом и при этом будет прыгать и свистеть, не подстрелит даже хромую сороку. То же самое и при фотосъемке. Тот, кто любит бросающиеся в глаза фотоаппараты и привлекает к себе слишком много внимания, тот немного снимет. Выть незаметным, однако, не значит иметь миниатюрный фотографический аппарат. И с большим фотоаппаратом и даже с применением штатива можно добиться того, чтобы вас никто не замечал. Все зависит от того, как вы себя ведете, спокойно ли все делаете, естественно ли, без лишней суеты, без нервозности. Окружающие реагируют на это очень чутко. Ваше напряжение, волнение, отклонение от будничности привлечет внимание окружающих. Работать вам придется в той обстановке, в которой вы находитесь. К работе подготавливайтесь заранее. Так, заранее определите место, момент и средства съемки, с помощью которых можно будет решить сюжет наивыгоднейшим способом. Заранее основательно все продумайте. Если— возможен выбор фотоаппаратов и объективов, то надо определить, которым из них лучше работать. Одну точку съемки вы должны выбрать для телеобъектива, другую — для широкоугольника и третью — для объектива с нормальным фокусным расстоянием. При работе не меняйте понапрасну фотоаппарат. Не откладывайте решение на потом — потом будет поздно, а результаты без заранее принятого решения получатся посредственные. Только основательно все взвесив, занимайте место, которое вы себе подыскали. И пока вас никто не заметил — снимайте. Если нет возможности подготовиться к съемке и ждать наиболее подходящего момента где-либо в стороне, постарайтесь, чтобы окружающие привыкли к вам. Спустя некоторое время после того, как вы повторите одно и то же определенное действие, вы уже не будете привлекать к себе внимание остальных и вас перестанут замечать. Кстати говоря, всегда имеется достаточно времени, чтобы найти такую точку съемки-и такое решение сюжета, которые придадут вашему замыслу максимальную привлекательность. Результат зависит только от того, насколько вы потрудились, чтобы найти хорошую идею. Самый неподходящий способ работы — съемка из укрытия, на большом расстоянии, с помощью телеобъективов, которые приближают объект. Снимки получаются неестественными, особенно при съемке объектива с длинными фокусными расстояниями, сюжеты оказываются сдавленными, сплющенными, впечатление пространства уменьшенным. При минимуме внимания вы очень быстро научитесь «предвидеть» сюжеты и события. Вы придете к заключению, что к какому-либо оригинальному сюжету всегда рано или поздно добавится и интересное действие. Аналогично, если вы найдете неожиданную среду, освещение, настроение и т. д., то наверняка у вас родится и интересный сюжет с интересным действием. Получается почти так, словно занимательные вещи, люди и среда сами взаимно притягивают друг друга. Все вокруг интересно. Нужно только уметь видеть, научиться видеть будничное и небудничное с новой стороны, понять смысл их существования и свойств. Естественно, что не всегда можно обойтись без некоторой подготовки обстановки, лиц или действий. Иногда нужно и «помочь», чтобы кадр был более четким, понятным, сосредоточенным, чтобы снимок производил наиболее непосредственное впечатление. Поэтому вам необходимо также научиться общаться с людьми. Отметим две принципиальные предпосылки для этого. Во-первых, вы должны вести себя совершенно непринужденно. Никакой нервозности и насилия. Только в том случае, если вы сами будете внутренне совершенно свободны, сможете добиться того, чтобы и ваша модель вела себя естественно. Беседуйте с тем, кого вы хотите снять, спокойно, развлекайте его, отвлекайте от фотоаппарата вопросами; ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он в мучительном бездействии осознавал, что его снимают. Во-вторых, вы должны научиться определять характер и настроение снимаемого. Суметь на мгновение вжиться в его внутренний мир — необходимое условие для того, чтобы вы сумели подобрать правильное слово, тон, поручение, которое бы заинтересовало снимаемого и привело в требуемое настроение и расположение. Только так вы сумеете заставить его делать то, что нужно для вашего замысла. Все это — вопрос опыта, навыка (практики) и самообладания. 2. Успешное выполнение намеченного — дело, прежде всего, основательного размышления, управления своими чувствами и планомерной работы. Никогда нельзя надеяться на случайные успехи или позволять себе расхолаживаться из-за неудач. Всегда, при" всех обстоятельствах вы сможете добиться удовлетворительных результатов или хотя бы такого качества, которого не нужно было бы стыдиться. Поэтому ваша работа должна быть заблаговременно обусловлена и целенаправленно подготовлена. В этом вам помогут, во-первых, ваша картотека тем, идей, впечатлений, а во-вторых — конкретная систематическая подготовка самой съемки. Опять же мы не устанавливаем для вас какие-либо правила и законы. Вашему вниманию предлагаются лишь некоторые замечания, которые помогут найти собственную систему действий, соответствующую вашему характеру и способностям. Картотека тем, идей и впечатлений — это своеобразная «память», которая может послужить при разработке тем. На отдельных карточках (листках) делаются пометки о возникших у вас замыслах и темах, которые вы захотите когда-нибудь реализовать. Время от времени вы находите и добавляете к ним новые заметки, пока в один прекрасный день тема не созрела и не готова к разработке. Точно так же записывайте и отдельные попутные впечатления, даже если они не кажутся вам очень значительными. Отмечайте и краткий анализ причин, которые произвели на вас определенное впечатление. Сюда можно включать и некоторые отпечатки, которые помогли бы вам обновить переживания. Записывайте события, эпизоды, приключения и детали, которые вас заинтересовали либо своим характером, либо сильным оптическим эффектом. Записывайте и разнообразные идеи, которые иногда вдруг приходят в голову и которые вам позже захотелось бы реализовать. Это в некотором роде режиссерские идеи, они в подходящий момент послужат пособием при выборе объектов и в общем решении снимков. При работе вы должны исходить прежде всего из сюжета и идеи, которую хотите раскрыть. Старайтесь узнать действительность как можно лучше, вникнуть в ее состояние и характер. Простые на первый взгляд, правдивые и естественные снимки бывают результатом длительных раздумий и тщательной подготовки. Их простота и сильное воздействие являются следствием того, что почти все они были продуманы заранее (точка, с которой велась съемка, угол, под которым велась съемка, момент съемки, кадр, среда, свет, посадка головы, жест снимаемого и т. д.) и все лишнее, что мешало, было исключено. Помочь делу может и эскизный набросок, подсказанный воображением. Достаточно лишь нескольких, даже неумелых, линий, которых не поймет никто, кроме вас. Эти линии дадут конкретное представление о действии всех элементов изображения, упростят выбор характерных деталей, которые легче подчеркнуть за счет элементов менее важных, обострят вашу наблюдательность и фантазию. Большие замыслы (эпизоды, события, описание среды или места и т. д.) воплощают обычно в виде циклов иллюстраций. Это в некотором роде повествование в картинках, развивающееся по тем же законам и правилам, что и литературные рассказы. Разговор должен быть о чем-то конкретном, причем ни в коем случае не скучным. Должны быть завязка, рисунок среды и характеров, конфликт, кульминация, идея и заключение. Вместе с тем не должно быть ни одного лишнего кадра. Снимки должны быть естественными, меткими, живыми, внутренне уравновешенными и гармоничными. Понятно, такую работу надо проделывать заранее, подробно ее расписав. Это похоже в какой-то степени на подготовку сценария к съемке кинофильма. Здесь вы полностью используете идеи и сведения, собранные в вашей картотеке. Содержание вначале нужно записать. Распределите его на отдельные части, которые после тщательного изучения и разбора опять разделите на отдельные картины, снимки. И лишь последний этап в этой работе — собственно фотосъемка. Техническая подача снимков, конечно, должна быть совершенной. Между отдельными снимками не должно быть никаких произвольных вставок даже в том случае, если бы и объявилась какая-нибудь причина. Не бойтесь повторять, переделывать, выбрасывать, пока воздействие снимков не станет полностью соответствовать вашему замыслу. Настойчивость, упорство, трудолюбие и самокритика — вот главные предпосылки успеха. 3. Развивать в себе чувства и вкус необходимо в двух направлениях. С одной стороны, нужно глубоко вникнуть в систему работы, найти правильный критерий для оценки снимков и суметь дать правильную и четкую оценку своей работе. Этому поможет внимательное, серьезное отношение к своей работе, честный, нелицеприятный анализ собственных результатов. С другой стороны — не бояться критики: наоборот, ищите ее везде, где только можно. Отрицательная общественная критика лучше, чем одни похвалы. Ведь она дает повод к тому, чтобы задуматься над своими снимками, а уж затем решить, прав ли критик. В большинстве случаев какое-то зернышко истины в критике всегда можно найти. Не обращайтесь, однако, только к «специалистам», знатокам-эстетам или техникам. Ведь вы не для них делаете снимки. Вы снимаете для простых людей, для себя, своих близких, знакомых — словом, для всех. Вот кому в первую очередь ваши снимки должны нравиться. Конечно, специалист может лучше обосновать и разобрать причины минусов или плюсов вашей работы. Простой же зритель только скажет: «мне это нравится» или «мне это не нравится». Но специалисты — любители или профессионалы — имеют множество предрассудков, пристрастий. Ориентируйтесь поэтому всегда на оценку широких масс в отношении воздействия ваших снимков и постарайтесь всегда находить причины того, почему снимок нравится или не нравится, и делать вывод для последующей своей работы. Не позволяйте себя запугать, не огорчайтесь, если снимок у вас не получился, если кто-либо не похвалит ваши снимки. «Не бросайте ружье в рожь» (чешская поговорка)! Кто не переносит критику, тот никогда не научится фотографировать по-настоящему. Переделывайте, переделывайте, переделывайте! Результат скажется. Вы должны быть самокритичными. Не считайтесь ни с какими личными воспоминаниями и отношениями, пусть над вами не довлеют сюжеты, которые вы фотографировали ранее. Смотрите на свои снимки как чужой, беспристрастный зритель. Кроме того, вы никогда не должны забывать того, что все выразительные средства при съемке подчинены теме и идее и служат лишь для их наиболее четкой и правильной подачи. Очень полезно организовать архив, картотеку, библиотеку лучших снимков, которые помогли бы вам учиться по чужим примерам. Храните все лучшие фотографии, которые вы можете раздобыть, или запишите страницу журнала или книги, где вы их видели. Анализируйте их положительные и отрицательные стороны. Беседуйте о них со своими друзьями и знакомыми и просматривайте их время от времени снова, чтобы почувствовать, меняются ли ваши взгляды и как меняется ваш художественный уровень. Непрерывно отмечайте новые снимки, если они произвели на вас впечатление по какой угодно причине (свет, сюжет, решение, момент съемки и т. д.). Этим способом лучше всего развивается и шлифуется понимание искусства фотографии и познание фотографии, развиваются вкус и чувства. Фотография не может существовать сама по себе — без связи с кино, литературой, музыкой, изобразительным искусством, поэзией, театром. Читайте, посещайте театры и кинотеатры, концерты, музеи, следите за выставками изобразительного искусства, живописи, скульптуры, графики и фотовыставками. Расширяйте свой кругозор, свои знания, воспитывайте вкус. Ваши знания, опыт и общая культура — предпосылка ценности ваших снимков. Однако прежде всего не забывайте о том, чтобы вам было что сказать. Если у вас нет своих мыслей, своего взгляда на жизнь, своего вкуса и своего эстетического чутья, то ваши снимки будут верным зеркалом этой пустоты. В заключение запомните три главных принципиальных вывода. 1. Берите всегда и везде фотоаппарат с собой. Фотоаппарат для фотографа значит гораздо больше, чем походный этюдник для художника. Ведь у художника есть еще память и он может запомнить то, что он увидел, и потом перенести на холст или бумагу. У фотографа же есть только фотоаппарат. То, что не сняли фотоаппаратом, навсегда потеряно. Самые важные и самые интересные сюжеты всегда встречаются как раз тогда, когда фотоаппарат оставлен дома. 2. Никогда не связывайте себя традициями, канонами, предрассудками эстетического или технического характера. Они склоняют к застою и к легкому пути, а значит, и к упадку вашего творческого потенциала. Точно так же никому не нужен эксперимент ради эксперимента, эксперимент во что бы то ни стало, который никак не может быть обоснован содержанием сюжета и не дает ничего, кроме формального эффекта. Вы должны быть всегда искренними и не довольствоваться сильным эффектом, если он не совпадает с задуманным. Только таким образом вы достигнете настоящей цели, в то время как всегда есть соблазн добиться «успехов» и «славы» дешевыми, поверхностными эффектами. Успех обеспечит только кропотливая работа. 3. Одна хорошая фотография может сказать гораздо больше, и цена ее гораздо выше, чем несколько сотен посредственных. Ваши работы должны служить тому, чтобы все мы могли лучше и радостнее жить, чтобы фотографии духовно обогащали вас, вашу жизнь, чтобы вы открыли действительное богатство нашего мира. И только таким путем следует искать свой «почерк», по которому зрители будут узнавать ваши снимки.
|