Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Точка съемки При съемке очень важен выбор точки съемки. Каждый предмет имеет свою характерную сторону, с которой он выглядит наиболее четко и выразительно. Так, чайник легче всего узнается, если мы смотрим на него сбоку. Это самый характерный его вид. Именно его всегда нужно уметь найти. Конечно, из сказанного не следует общий закон, что только при определенном, всегда одном и том же положении предмет будет ясным и понятным, что нас выручит только определенная точка съемки. Нет, к предмету съемки вы должны подступать, оценивая его глазами зрителя, находя наиболее типичное, наиболее характерное. Вы должны быть свободны от всех подсознательных влияний предшествующего опыта, воспоминаний и т. д. и оценивать правильность и четкость видимого только по тому, что предстало в видоискателе или на матовом стекле фотоаппарата, что, следовательно, и будет уловлено на снимке. Данным фрагментом действительности вы должны выразить все, что хотите сказать. Характерный облик предмета съемки меняется в разных его проявлениях. Например, рука, лежащая на столе, будет гораздо яснее показана при виде сверху, чем сбоку. Однако изображение той же самой руки, в процессе письма пером, будет понятнее сбоку, чем сверху.
Чтобы выбрать правильную точку съемки, вы должны прежде всего понять фотографируемое, его характер, который намерены подчеркнуть. Иногда это дается с трудом даже при общем хорошем знании предмета. Бывает и так, что вы не можете решить, с какой стороны предмет предстанет наиболее характерным. В этом случае лучше всего, если вы постараетесь мысленно воспроизвести его особенности по памяти, без прямого взгляда на него (можно даже закрыть глаза). Таким образом может быть устранено влияние второстепенных, неосновных деталей и черт и гораздо быстрее будет найдено правильное решение. Итак, всегда нужна такая точка съемки, с которой те или иные стороны или особенности предмета более выразительны и не ослаблены посторонними деталями, задним фоном, передним фоном и т. д. Конечно, следует избегать шаблона и стремиться к тому, чтобы уяснить себе, насколько можно отклониться от правила, но только чтобы не исказить суть предмета и его действия, а также смысла задуманного вами.
|