КОНСТРУКЦИЯ
И КАЧЕСТВО СВЕТОФИЛЬТРОВ Светофильтры, по большому счету, могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтрам могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъемки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит, составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам. Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых пленок. Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра. Стекло, например, чаще всего применяется для изготовления светофильтров в тех случаях, когда требуется высокая механическая прочность поверхности светофильтра, и в случаях, когда поверхности фильтра предполагается покрывать просветляющими покрытиями. Цвет стеклянным светофильтрам обычно придают введением при варке в состав стекла специальных веществ-красителей (так называемая “окраска в массе”). Такая окраска является наиболее стойкой к внешним воздействиям, ведь спектральные свойства фильтра не меняются даже при значительном загрязнении или повреждении его поверхности. Другие методы получения окрашенных стеклянных светофильтров - поверхностные поглощающие или интерференционные пленочные покрытия - менее стойки к внешним воздействиям. Оптические сорта пластмасс незаменимы при производстве светофильтров, имеющих градиентную окраску, а также - для изготовления разного рода оптических насадок, имеющих поверхность сложной формы. Окрашивание пластмассовых светофильтров производят окунанием их в раствор специального красителя, проникающего внутрь материала фильтра и закрепляющегося там на молекулярном уровне. Желатиновые светофильтры получают путем растворения в желатине специальных красителей и нанесения получившегося раствора на полированное стекло. После высыхания получившуюся пленку (фолию) снимают со стекла и разрезают на части необходимого размера. Несмотря на то, что оптическое качество желатиновых светофильтров получается очень высоким, такие фильтры применяют не часто - желатиновая фолия достаточно нежна, боится сырости, высоких температур, отпечатков пальцев и других неблагоприятных воздействий. При изготовлении фильтров специального назначения окрашенный слой желатина может быть помещен между двумя оптически плоскими стеклами, защищающими его от повреждений и вредных воздействий. Светофильтры, применяемые в фотосъемке, имеют е большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму. Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель (компедиум), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin. Круглые светофильтры (как стеклянные, так и пластмассовые) укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением), для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространена резьба диаметром 46,49, 52, 55, 58, 62, 67,72 и 77 мм (метрическая резьба с шагом 0.75 мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и применяются, но поскольку объективов, использующих такую резьбу, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко. Производители фотоаппаратуры при конструировании оправ объективов стараются выбирать посадочные размеры для светофильтров из как можно меньшего ряда значений. Во всяком случае, особенно четко такое стремление многих производителей фотоаппаратуры отслеживалось еще несколько лет назад. Например, объективы Minolta имели резьбу для светофильтров лишь трех размеров - 49, 55 и 72 мм. Примерно таким же образом обстояло положение с оптикой МНсоп, львиная часть которой имела резьбу 52 мм, и лишь несколько светосильных, особо широкоугольных объективов и зумов имели резьбу 62 мм и 72 мм. Сейчас такое однообразие, значительно облегчающее фотографу покупку и использование светофильтров, уже не поддерживается столь тщательно. Особенно это касается недорогих “бюджетных” зумов и объективов “независимых” производителей. Но, тем не менее, часто появляется возможность подобрать оптику с одинаковой резьбой под светофильтры - это очень удобно. Причем одинаковое крепление светофильтров для используемых одновременно объективов позволяет не только иметь комплект светофильтров одного диаметра, но и избежать путаницы со сниманием и установкой крышек при съемке. Однако и при наличии в комплекте объективов с разным диаметром резьбы под светофильтры покупать несколько наборов светофильтров не стоит - это достаточно разорительно. Для таких случаев есть выход куда лучше -резьбовые адаптерные кольца “повышающего” и “понижающего” типа. Первые позволяют установить светофильтр с большим, чем на объективе, диаметром резьбы, а вторые - светофильтр меньшего диаметра. Практическое значение имеют в первую очередь “повышающие” кольца. Светофильтр большего диаметра, чем нужно для применения на данном объективе, может вызывать неудобство лишь одного рода - невозможность использования “родной” бленды (независимо от способа ее крепления на объективе). К примеру, имея объективы с размером резьбы под светофильтры 52 мм и 62 мм, удобно собирать набор фильтров и насадок с резьбой 62 мм, а на объективах с 52 резьбой устанавливать фильтры и насадки через переходное кольцо 62-52 мм. Применение “понижающего” кольца может привести к гораздо менее приятным последствиям - виньетированию краевых лучей света (особенно косых) и, как следствие, - затемнению углов кадра. Поэтому, применяя светофильтры с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, стоит тщательно проверить на отсутствие виньетирования при полностью открытой и полностью закрытой диафрагмах, особенно на краях диапазона зуммирования (для зум-объективов). Применять же светофильтры со значительно меньшим, нежели у объектива, диаметром резьбы мы вообще не рекомендуем - чудес не бывает, и виньетирование в этом случае гарантировано. В отдельных случаях виньетирование может наблюдаться даже при установке на некоторые широкоугольные объективы светофильтра с “правильной” резьбой. Происходит это из-за слишком глубокой оправы светофильтра и “лечится” лишь применением светофильтра со специальной тонкой оправой - таких, как фильтры серии “Slim” от B+W или фильтры серий “Pro 1” или “Ultra” от HOYA, имеющие высоту оправы всего 3 мм.
|