ФИЛЬТРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРАСТОМ

Кроме фильтров правильной передачи тонов, черно-белой фотографии часто применяются светофильтры еще одной группы, называемые “фильтры управления контрастом”. Как можно понять из названия этой группы фильтров, они предназначены для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. С какой-то стороны их действие кажется противоположным действию фильтров правильной передачи тонов - контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая ее “неправильной”. Однако при соответствующем применении эти фильтры не только усиливают выразительность фотографии, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете, когда близкие яркости предметы контрастных цветов (например, оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми серыми тонами.

Когда же применение таких фильтров является желательным или даже обязательным? Например, пейзаж, включающий в себя небо с облаками и лес, представить несложно - большинство из фотографов и фотолюбителей что-нибудь подобное обязательно фотографировали. Лес зеленый, белые сочные облака, синее небо - именно таким мы видим этот пейзаж. При попытке же запечатлеть его на пленке картина получится достаточно грустная и невзрачная - черный лес и белесое небо с еле различимыми тенями облаков. При помощи точечного замера яркости можно легко определить причину такой неудачи - яркость неба на несколько ступеней выше, чем даже освещенность того же леса (да и других предметов на земле), а облака по яркости практически не отличаются от яркости неба. Поэтому для того, чтобы придать такому пейзажу на фотографии вид, в большей или меньшей мере соответствующий нашему зрительному восприятию, просто уменьшить яркость неба недостаточно, нужно еще и увеличить контраст тонопередачи синего неба и белых облаков (которые без фильтра передаются весьма близкими тонами). Для этой цели как нельзя лучше подходят “фильтры управления контрастом” - желтый, оранжевый и красный, которые в большей или меньшей мере притемняют сине-фиолетовый свет, идущий от неба. Соответственно, небо получается более темным, более близким по тону к остальной части пейзажа, а белые облака, на передачу которых никакие фильтры не действуют, сразу становятся сочными и хорошо выделяющимися на фоне неба.

Выбор цвета и плотности фильтра в этом случае зависит от степени необходимого эффекта, требуемого в соответствии с художественным замыслом. В сравнении с оранжевым светофильтром (G) желтый светофильтр средней плотности (К2) дает меньший эффект, а красный (25А) - больший.

Некоторые производители выпускают в большем ассортименте и с иной маркировкой фильтры, предназначенные для управления контрастом. Nikon, например, кроме описанных выше трех типов - среднего желтого (обозначаемого как Y48), оранжевого 056) и красного (R60) выпускает также светло-желтый светофильтр (Y44) и плотный желтый фильтр (Y52).

 

Hosted by uCoz