Архив новостей

Мои работы
 


Вечный революционер

Лесю Танюку исполнилось 70 лет.

В парламенте Лесь Танюк чувствует себя режиссером, в театре – политиком, в жизни – поэтом. Свой юбилей неутомимый деятель национального возрождения отметил в Центре театрального искусства им. Леся Курбас.

Если в Украине существует культурная мафия, – в самом хорошем смысле этого слова – то возглавляет ее именно Лесь Танюк. Значительную часть своей артистической и гражданской активности юбиляр посвятил тому, чтобы отечественная культура стала таким же мощным политическим фактором, как газовая труба между Украиной и Россией.

В 1959 г. студент режиссерского факультета Киевского театрального института Леонид Танюк был избран президентом Клуба творческой молодежи. В стенах клуба, участниками которого были Иван Свитличний, Алла Горская, Иван Драч, Вячеслав Чорновил, Васыль Стус, Сергей Параджанов, работали художественные секции, ставились спектакли, проводились литературные вечера. Увидев такой размах, украинское партийное руководство спохватилось. Закручивать гайки была отправлена молодая комсомольская деятельница Нелли Корниенко. Для комитета комсомола дело закончилось плохо, поскольку спустя короткое время она вышла за Танюка замуж и присоединилась к КТМ, став одним из его активных и бесстрашных пропагандистов.

В 1962 г. компания молодых идеалистов окончательно перешагнула границу дозволенного. Собирая материалы про репрессии украинской творческой интеллигенции, они составили Меморандум, в котором потребовали расследовать события, связанные с расстрелами в Быковне, на Лукьяновском кладбище и в подвалах Октябрьского дворца, в котором, по иронии судьбы, находилась штаб-квартира КТМ. Эта акция стала своего рода точкой отсчета для украинского диссидентского движения.

Лишившись возможности жить и работать в Украине, Лесь Танюк с женой перебрались в Москву. Там молодой и талантливый режиссер, прошедший блестящую школу Марьяна Крушельницкого (в прошлом – ученика и товарища Леся Курбаса), ставит спектакли в самых популярных театрах – во МХАТе им. Станиславского, Театре Маяковского и многих других. Параллельно, Танюк и Корниенко работают с огромным массивом документов, архивов и воспоминаний, связанных с именем Леся Курбаса, возвращение которого украинской культуре они считали и считают главной своей целью.

В разгар новой волны политических репрессий в Украине, их московская квартира, которую в шутку называли «украинской ночлежкой», становится пристанищем для украинских диссидентов и их семей. Там, по пути из Мордовии, Урала и Якутии останавливались жены и матери политзаключенных. Оставшись в результате своей правозащитной деятельности без работы, Лесь Танюк зарабатывал на жизнь переводами Шекспира, Пиранделло, Брехта.

Двадцатилетний период московской ссылки окончился лишь в конце 80-х. Возвращение в Украину Танюк-режиссер отметил громкими постановками на сцене Киевского Молодежного театра, консолидировавшими перестроечную интеллигенцию, а Танюк-политик активно взялся за организацию Народного Руха и создание украинского общества «Мемориал».

С тех пор и до сегодняшнего дня Лесь Танюк является настоящим perpetum mobile украинской политической и культурной жизни. Он принимает участие в парламентских баталиях и преподает режиссуру, пишет книги и воюет с чиновниками от культуры. В свободное время переводит Рабиндраната Тагора. Вместе с Нелли Корниенко (доктором искусствоведения и одним из самых ярких современных ученых-гуманитариев) Танюк принимал самое деятельное участие в создании Киевского центра им. Леся Курбаса. Именно там он как-то и провозгласил замечательный тост: «За нашу культурную коза ностра!» Подумал и добавил: «В самом хорошем смысле этого слова».

Автор: Ольга Островерх, "24"


Автор фото: Макс Левин, "24"


Источник: 24.ua


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz