Архив новостей

Мои работы
 


Театр Роберта Стуруа

Гражданская позиция короля

Главному режиссеру Тбилисского академического театра имени Руставели 31 июля исполнилось 70 лет. Предстоящий сезон, который по традиции откроется в сентябре, для театра станет 130-м . Ровно три десятилетия спектакли на его сцене ставит Роберт Стуруа – скромный, совестливый и очень талантливый человек, награжденный таким количеством премий, орденов, призов и всевозможных атрибутов признания, что их хватило бы на нескольких режиссеров.
Стуруа очень любит, когда его приглашают в различные страны для постановок в тех или иных театрах. Но наибольшее удовольствие ему доставляет работа в Москве и Лондоне. В Москве – потому, что ее он считает всемирной столицей театра. В Лондоне – по причине особого пиетета к творчеству Шекспира, который сказал все или почти все о морали, любви, власти, человеческих достоинствах, пороках, переживаниях и низменных страстях...
Каждый год Стуруа зовет в Тбилиси своих московских или питерских друзей – режиссеров, актеров, просто друзей, прямого отношения к театру не имеющих. В прошлом году это был Александр Филиппенко, устроивший потрясающий вечер на сцене Руставели. В этом юбилейном году Робик, как его называют в Тбилиси, намерен пригласить едва ли не весь российский театральный бомонд.
Обычно его дни рождения совпадают с изнуряющей жарой, поэтому их приходится отмечать или на загородных дачах, или в Тбилиси, но без больших алкогольных страстей и возлияний. Соответственно, Стуруа ждет наступления осени. «Я себя ощущаю так, словно мне 25 лет. По внутреннему состоянию и мироощущению я нередко нахожусь там, в молодости. Главное для меня, чтобы не менялось то, что сложилось в голове – убеждения, представления, жизненное кредо, творческие подходы и идеи. Это меня волнует больше, чем физическое здоровье. Если у меня станет дрожать рука или откажут ноги, меня это встревожит или огорчит не так сильно, как если что-то поменяется в голове. Тогда я потеряю все», - так думает режиссер.
Для него очень важна гражданская позиция. Два года назад Стуруа поставил спектакль, который вызвал в обществе большие разговоры, насторожил и обидел власти. Пьеса была о жизни президента – не Грузии, а вообще. О его охранниках, любимых женщинах, об отношении этого президента к власти. Конечно, Робик взялся ставить пьесу не случайно, а хотел проверить реакцию высоких чиновников. Через некоторое время выяснилось, что люди из политического окружения Михаила Саакашвили перестали ходить на спектакли в театр Руставели. К тому же исполнитель главной роли слишком оказался похож на Мишу. Вскоре для всех главных режиссеров и директоров театров были введены тесты на профессиональную пригодность. Стуруа отнесся к этому странному новшеству с иронией, воспринял его в качестве малоосознаваемого чудачества, но с пониманием его малоприятных последствий для общества. После спокойного и мудрого телевизионного выступления Роберта Стуруа тестирование незаметно отменили... Глупо и неблагодарно было бы проверять на меткость удара Пеле – особенно после того как он забил за свою карьеру свыше 1500 мячей, а Гарринчу, Михаила Месхи или Вову Гуцаева – на умение выполнять финты.
Мировую славу этому человеку принесли спектакли, которые он ставил по пьесам классиков и современных авторов во множестве европейских столиц. В Тбилиси театралы стараются не упустить случая и непременно попасть на «Кавказский меловой круг», несмотря на его многолетнее сушествование в репертуаре. Этот спектакль, как и «Ричард Третий» и «Король Лир», не один год были гастрольными «козырями» театра и его визитной карточкой. Главные роли – Аздака и королей – в этих постановках бессменно играл Рамаз Чхиквадзе, но все понимали, что подлинным властителем сцены был неистощимый выдумщик и настоящий театральный философ Роберт Стуруа.
Все знают, что Роберт обожает застолья, особенно в кругу актеров, с которыми работает. Причем, актеров как старого, так и нового поколения. Эти застолья нередко превращаются в незаметные мастер-классы. Но главный акцент все же делается на тостах, когда вино подчинено воспоминаниям, любви, поэзии, песням. Интересно, что по старой богемной традиции тематические стихи за столом читаются на грузинском и русском языках. Впрочем, в свои дни рождения он много не пьет. «Гости – это ответственность...» Коллектив театра его боготворит. Но знает, что Робик терпеть не может славословий. И артист для него – это артист независимо от регалий и степени популярности. «Бывало, что собирались накануне вечером и выпивали по какому-нибудь поводу, - говорит давно известный российским любителям театра и кино Кахи Кавсадзе, в частности по роли Абдуллы в «В белом солнце пустыни». – А утром на репетиции он вдруг делает нам замечание: мол, не стыдно ли вам, почему вы так себя ведете, почему у вас такое похмелье? А мы отвечаем: мы же вместе с вами выпивали? Отвечает: не можете, так не пейте. Робик, а пить он умеет, вообще не знает, что такое похмелье. Ни при каких обстоятельствах... Слава Церетели


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz