Архив новостей

Мои работы
 


Мавр вернулся

В Академическом театре им. Ленсовета новый главный режиссер — Гарольд Стрелков и новая премьера — спектакль-фантазия «Мавр» по мотивам трагедии Шекспира «Отелло». В свой юбилейный, 75-й, сезон театр обращается к одной из самых популярных мировых пьес, желая приоткрыть завесу темной стороны любви.

«Отелло» бьет рекорды по количеству постановок на мировой сцене. Простой на первый взгляд сюжет о мнимой супружеской измене более других привлекает режиссеров, актеров и зрителей на протяжении уже не одной сот­ни лет. Конечно, пьеса таит в себе много тонких и любопытных мотивов, но история о ревности, в которой есть и сомнение, и жажда доказательств, и потом расправа, всегда вырывается на первый план, оголяя уязвимость человека перед стихией страстей.

Режиссер Гарольд Стрелков остав­ляет вне рамок своего спектакля большинство персонажей пьесы (в частности, новоиспеченного тестя-сенатора) и совершенно ненужные ему темы. В «Мавре» нет места для оглушительных побед Отелло, рассказов о его легендарной смелости и откровений о том, что именно за мощь, «подвиги и славу громкую» юная венецианка Дездемона и полюбила его. Два коротких действия, разделенных условно антрактом, полностью посвящены одурманивающему чувству ревности, которое поглощает сильного духом человека и не оставляет ему шансов на спасение. Известный своей лаконичностью художник Эмиль Капелюш создал на сцене условное вневременное пространство: грубые железные ширмы, высокий помост, висящие под потолком огромные барабаны (похожие на подводные лодки).

Ни указанной Шекспиром Венеции, ни Кипра, ни каких-либо намеков на эпоху — история эта может произойти в любой точке земного шара, где между влюбленными промельк­нет тень недоверия.

Когда на сцене впервые появляются Отелло и Дездемона, невольно бросается в глаза внешнее несоответствие актеров с персонажами: Олег Андреев (известный по ролям в спектаклях Юрия Бутусова) хоть статен и могуч, но совершенно бледен, а черные волосы и смуглая от природы кожа красавицы Лауры Пицхелаури делают ее не похожей на «белую овечку» Дездемону. Прошли времена, когда мавр должен был быть обязательно черным, а венецианская дева — чуть ли не светиться белизной. Ведь и так понятно, кто несет в себе хаос, а кто гармонию.

Впрочем, в спектакле нет четкого разделения по этому вопросу: в начале на лице Отелло лежит отпечаток гармонии, которую привнесла в его жизнь Дездемона; когда же мавр начинает сомневаться в верности жены, поглощающий его хаос набрасывает тень и на виновницу. Эти переходы из одного душевного состояния в другое актеры делают пластически: мягкие согласованные движения сменяются резкими и непредсказуемыми. Виновницей Дездемону назвать нельзя: дело не столько в том, что мужу-то она была верна, сколько в том, что причиной его помешательства она не являлась. Как и не являлся подстрекателем Яго, в роли которого неожиданно выступил актер Александр Новиков с ярко выраженным комическим амплуа. Отелло сам себе разжигатель и палач: было достаточно лишь заронить искру сомнений в его сознание, а он уже довел дело до страшного, пожирающего все вокруг пожара. И зритель становится свидетелем того, как в краткий промежуток времени человек без каких-либо значимых внешних факторов изводит себя неистовой страстью и слепой ревностью.

Анастасия Ким

Источник: ИА РБК Санкт-Петербург


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz