Архив новостей

Мои работы
 


Уйти от трагедии

Стремительное действие, драйв, мелодичность — таковы оперы композитора Владимира Кобекина. В том числе и комедия о Гамлете. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграют премьеру оперы екатеринбуржца Владимира Кобекина. Называется она «Гамлет (датский) (российская) комедия». Почему «Гамлет» — комедия? — спросила «Пятница» у композитора. Но ведь и у Данте главный труд его жизни назван комедией, ответил он, и «Вишневый сад» Чехова — тоже комедия. И у Шекспира много балагана, абсурда, да и вообще он писал не для высокообразованной публики, а для простонародья и смачными шутками не брезговал. Автор либретто, екатеринбургский поэт Аркадий Застырец, по нашей просьбе милостиво прислал текст в редакцию. На первой же странице мне попалось забористое словечко. Заглянул в конец и улыбнулся. Что там в конце, рассказывать, естественно, не буду, но с Шекспиром не совпадает. А так — все те же персонажи: Гамлет, Клавдий, Офелия, Гертруда, Лаэрт, Полоний. Он же потом Могильщик. Посадят нас на премьере кругом, как сидели зрители в театре «Глобус» у Шекспира. Оформляет спектакль Эрнст Гейдебрехт, ставит Александр Титель. Оба они давние соратники Владимира Кобекина, в 1984 году прославились в Свердловске «Пророком» — это был оперный триптих по «Маленьким трагедиям» Пушкина. У Шекспира много балагана, абсурда, он писал не для высокообразованной публики и смачными шутками не брезговал. Кобекин — единственный у нас пример плодовитого современного композитора, работающего для оперной сцены. В 80-е годы, еще при советской власти, его произведения одно за другим ставились в театрах страны. В 90-е годы наступили трудности, а в 2000-е в театры вроде бы вернулась нормальная жизнь, но современную оперу из них вычеркнули. Но оказалось, что время Кобекина вовсе не прошло. Со спектакля «Молодой Давид» в Новосибирске в 1997 году началась оперная биография режиссера Дмитрия Чернякова, ставящего сегодня по всему миру. Потом за произведения Кобекина брались Дмитрий Бертман и Кама Гинкас. Недавно якутам понадобились собственные национальные оперы — их попросили написать Кобекина, особенно восхитительной получилась якутская опера «Александр Македонский» — о злом тиране. Из Саратова привозили в Москву «Маргариту», кудрявую фантазию на тему «Фауста», — тоже Кобекина. Близок к финалу конкурс на детскую оперу для Большого театра — и там Кобекин в фаворитах. А есть еще несколько непоставленных опер. «Гамлет-комедия» лежал восемь лет. Музыка Кобекина не всегда ярка, но его стиль обладает ясностью. Здесь не мотивчики, а мелопея (музыкальная ткань произведния, основанная на мелодизме). Он прост, да не прост. Кобекин — свердловский средиземноморец. Он каким-то образом слышит античное пение, ему внятен дух древних игрищ, он удивительно красиво чувствует переливы ладов. В своей музыке он высокий профессионал и систематик, но выручает легкость. «Машина» — вот его любимое слово. Так сказал он мне и о музыке «Гамлета». Что имеется в виду? Стремительный ход, пружина действия, драйв, удержание внимания — этим Кобекин владеет мастерски. Положимся на дирижера Феликса Коробова и молодых солистов театра. Два часа комедии должны пролететь незаметно. 14, 16 ноября 2008 г. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко Малая сцена ул. Б. Дмитровка, 17 Петр Поспелов Фото: Олег Черноус


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz