Архив новостей

Мои работы
 


Уже пропели «блин!». Музыкальные театры идут на компромиссы

Если некоторое время назад экспериментами фонтанировал в основном балет, теперь внимание на себя перетянула опера. В ней сейчас главенствует, конечно, режиссер. Часто их приглашают из драмтеатра, без всякого знания нот: где найдешь настоящего оперного постановщика — то есть с двойным набором талантов? Ведь опера оказалась на грани вымирания, на границе с той далекой резервацией, где в иллюзорном мире обитают ее верные фанаты. Режиссерская фантазия как минимум выдвигает оперную постановку в центр обсуждения. Так что даже противники осовременивания классики вынуждены смириться с модой, шагнувшей из ХХ века в ХХI, несмотря на все вопли. В Москве одна оперная премьера за другой. «Женитьба и другие ужасы» в Центре оперного пения Вишневской — оммаж Гоголю к его 200-летию. Сама Галина Павловна, взяв за костяк недописанную оперу Мусоргского «Женитьба», составила настоящее шоу, подключив к ее суровым музыкальным диалогам певучие номера из его же «Сорочинской ярмарки», «Черевичек» Чайковского, «Майской ночи» Римского-Корсакова. Ее задача — дать молодым артистам не только спеть, но подвигаться, пожить в образе. К работе был подключен драматический режиссер Владимир Мирзоев. И все странности его приемов пошли вокалистам, мужественно не терявшим культуры пения, на пользу. Пляской нечистой силы прозвучал вставной Гопак, а в конце спектакля сцена из «Носа» Шостаковича с лихвой оправдала жанр фантасмагории. Британский режиссер Элайджа Мошински в «Новой опере» перенес действие своего «Севильского цирюльника» в среднестатистический ХХ век. Актуальности спектаклю это, как ни странно, не прибавило. Зато театр, как всегда, засветил великолепных певцов: «россиниевского» тенора Сергея Романовского (Альмавива), каких еще нет в бедной на сладкие голоса Москве, и уникального комического баса Дмитрия Овчинникова. Его Бартоло на грани нервного срыва, вся эта россыпь отточенных мелких жестов и мастерское пение — вот что сделало нового Россини упоительным! Дальше всех в своем режиссерском замахе пошел Александр Титель в «Гамлете» — опере екатеринбуржца Владимира Кобекина. Малая сцена Московского Музыкального театра — удачное место для шекспировских сюжетов. А Кобекин, кажется, последний, кто способен сочинить современную оперу — столь остроумными, сильно действующими кажутся все эти кричащие, стонущие изыски оркестра или, напротив, фрагменты вызывающей простоты (дирижер Феликс Коробов). Взяв за основу вольный жаргонный перевод Шекспира (согласитесь, ошарашивает, когда в академическом театре поют «Пошел ты в жо-опу!»), композитор точно угадал сегодняшние речевые интонации — Мусоргский обзавидуется! Александр Титель, давно пробующий сделать что-нибудь остросовременное, железной рукой умело обыгрывает конструкцию Эрнста Гейдебрехта — висящее на цепях железное огромное кольцо, и так, и сяк выгораживающее мечущихся героев: Гамлета вида восточного кочевника, Офелию в кедах, длинноногую блондинку Гертруду… Не очень ясно, почему этот «Гамлет» назван «российской комедией»: кроме костюмов и эпатирующего текста ничего нашенского не считывается. Однако благодаря музыке Кобекина по-новому вспомнили Шекспира. И режиссер тут очень помог: без него теперь никуда в современной опере, где уже положено на музыку слово «блин». Лемешевым никак не прикинешься. Наталья Зимянина


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz