Архив новостей

Мои работы
 


Мечта сыграть Гамлета

У каждой ее героини — свой возраст, который зависит только от автора пьесы и от того, как трактует этот образ актриса. И возраст самой Надежды Наксыл в недоумении остановился. Да она его и не видит — ей некогда, надо в каждой роли прожить возраст своей героини. А все началось с «черной курицы». — Надежда, а как вам вообще пришла в голову идея стать актрисой? — Когда я была маленькой, я училась в чаданской школе. А на уроках русского языка нам читали сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Учительница ее так читала, что сразу было понятно, кто и когда говорит. Я героев сказки видела как наяву. Это были живые образы. Я их понимала глубоко в себе, чувствовала, что они чувствуют. В то время девочки хотели стать актрисами. Я тоже мечтала о сцене, но я хотела танцевать. Мама работала библиотекарем, я приходила к ней на работу и видела много книг, но одна меня очаровала — «Мариинский театр». Там были рисунки и фотографии балерин в красивых пачках. Я смотрела на них и мечтала стать балериной. Однако в жизни всякие обстоятельства бывают, и балериной мне стать не удалось. Но мечта о сцене осталась. — И эту мечту нужно было реализовать? — Конечно. После школы я работала в народном театре в Чадане. Когда в первый раз взяла грим и стала его наносить, я испытала самые невероятные чувства. Я поняла, что уже не смогу жить без этого. Я поняла, что не хотела стать драматической актрисой просто потому, что не знала, что это такое. На смотре наш театр стал лауреатом, потом мы поехали в Читу и там тоже стали лауреатами. И я уже поняла, что я — актриса. Когда узнала, что в нашем училище набирают на актерский курс, поступила туда. В 78-ом поступила, в 80-ом — выпуск. И я уже — на профессиональной сцене. — Помните свои первые роли? — Помню. И это была не Джульетта, и не какая-то другая роль, о которой мечтают все молодые актрисы. Самая первая роль — Нуф-Нуф в «Трех поросятах». А сначала, когда я еще была в русской труппе, в дипломном спектакле по пьесе Розова «В добрый час» играла Машу. Еще Эльмиру в «Тартюфе» Мольера. И в то же время — Бабушку в «Красной шапочке» по Шварцу. Но и еще до этого — в народном театре — Серенмаа в «Красном потоке» Сергея Пюрбю. Пюрбю — гений лирических строк. Я сохранила любовь к нему с того самого времени. Любовь и Мата Хари — Ваш вечер называется «Букет цветов моей любви». Каждый цветок это ваша роль? — Не только. Это — любовь к театру, к друзьям, к сцене, к моей земле. Конечно, и к ролям тоже. Скоро будет премьера спектакля по пьесе Эдуарда Мижита «Культегин». Культегин — эпический герой всех тюркских народов. У меня роль небольшая. Даже без имени. Я играю китаянку, которая отравляет жену Культегина. С этого, собственно, все и начинается. Культегин — не хотел войны, не собирался воевать. Он просто хотел жить с женой, растить детей, любоваться природой, но обстоятельства его заставили взяться за оружие. И он стал героем. Но вот если бы китаянка не отравила его жену, он не взялся бы за оружие и не стал бы героем. — Но он был бы счастливым человеком. — Да, вероятно, он был бы просто счастливым человеком, счастливо жил бы со своей женой, и сейчас мы бы о нем ничего не знали. Я свою героиню представляю немножко Матой Хари. С ее талантами, с умением завлекать, очаровывать. Сама она ведь очень несчастная женщина, хочет на родину в Китай. У нее трагичная судьба. Ее в детстве вывезли с родины. Сделали содержанкой. Среди жестоких душ она стала жестокой. Может быть, она и раньше убивала. Судьба у нее тяжелая. Но я хочу ее оправдать. Я всегда стараюсь вжиться, полюбить героя. Если бы я не любила — не смогла бы создать образ. Возраст в пьесе не определен. Но она должна быть молодой, если она так всех очаровывает. Раньше рано старели, но я для себя определила ее возраст — 25 лет. В наше время — это самый «золотой» возраст. — Вы все свои роли любите? Или есть и нелюбимые? — Я создаю сама этот образ. Как я могу сказать, что не люблю его? Когда начинаешь «копаться», вживаться, — это становится твоим. Я всегда думаю, почему она сказала, например, «здравствуйте», и как она это сказала? Что она чувствовала в это время? Были роли, которые мне давались нелегко. В пьесе «Вернись, мой друг, вернись» я играла тоже маленькую роль — мать жеребенка. Это только эпизод. Я была введена в роль, а это тяжело. Чтобы почувствовать роль, надо присутствовать еще на читках, разборках. До сих пор волнуюсь, когда идет этот спектакль. — А были ли роли, в которых вы себя сразу «комфортно» чувствовали? — Раневская в «Вишневом саде» Чехова. У нее много недостатков, она не заботится о детях, не так уж ее волнует и сам вишневый сад. Но я почувствовала ее. Это несчастная женщина, у которой в жизни, может быть, ничего больше и не будет, кроме этого парижского любовника. Ей 50 лет, и по меркам того времени, это уже, собственно, старость. Ее пожалеть и полюбить надо. Хотя, если сейчас играть эту роль, я, наверное, ее по-другому сыграю. — У ваших героинь очень разный возраст. — Да. А когда я играла Шолонгай в пьесе Чылгычы Ондара «Кровавые следы», то прожила со своей героиней всю жизнь. Начинается с того, что она — невеста национального героя. Но когда его убили, сама стала во главе отряда. Стала военачальником, воспитала двоих детей, постарела. Роль Шолонгай принесла мне звание Лауреата государственной премии. В восстановленном «Хайыраан боте» играла Хорлу — жену шамана. У них нет детей — «сидят как два ворона». Этой женщине около 50. И, скорее всего, даже не муж ее шаман, а она. Она правит мужем, подсказывает ему, что делать и как говорить. Но она мужа бережет. Это она его «делает» таким великим, что его приглашают на обряды. Было время, когда в театре работали приглашенные режиссеры. В начале 80-х — Николай Логачев. В его постановках я играла с народными артистами, под их «большими крыльями» и я выросла. У Логачева я играла Софью Марковну в «Старике» Горького, Луизу в «Пире во время чумы», Невесту в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки. Гамлет и Абби — Какую роль хотелось бы сыграть? Что для вас идеал, мечта? — Мечтала сыграть Гамлета. Как Сара Бернар. Гамлет — очень сложная личность, и никогда, сколько бы спектаклей не ставили, никогда мы не увидим одинаковых Гамлетов. Каждый актер видит своего Гамлета, и общего мнения здесь вообще, в принципе, не может быть. Пьеса — это канва, по которой каждый вышивает свои фигуры и, может быть, женщине легче понять мужчину. Удивительно, но все прекрасные стихи о любви только мужчины пишут. Но пишут они для женщин. И женщины их понимают. А Гамлет, конечно, это уже только мечта. — А есть ли что-то более вероятное, что еще может произойти? — Ну, не знаю. Лет в 30-40 хотела сыграть в пьесе Юджина О’Нила «Любовь под вязами» Абби. Удивительный характер, удивительная судьба. Абби выходит замуж за старого Кэбота после смерти его второй жены. Но когда встречается глазами с его младшим сыном, с Эбином, то понимает, что это — настоящая любовь. Старик поставил условие, что отдаст ей ферму, если она родит ему сына. И она рожает, но от Эбина. Эбин не герой. Не принц на белом коне. Он говорит, что она родила сына, чтобы ферма не досталась ему, Эбину. И она убивает своего сына, чтобы доказать Эбину свою любовь. Это неудавшаяся роль Софи Лорен. Я перевела пьесу, и у нас был почти готовый спектакль, но он не состоялся. У одного из актеров трагедия в семье произошла, почти как в пьесе. Он играть отказался. Все такие роли — вещие. От ролей зависит твоя судьба. Раньше я в трагедиях больше играла, и в жизни было совсем не все в порядке. И стихи я тогда читала о несбывшейся любви, о покинутых женщинах. А сейчас я стараюсь выбирать пьесы только о счастливой любви. Это в подсознании. Так можно делать и свою судьбу. — А какие роли вы сейчас готовите? Уже не в мечтах. — В будущем году театр закрывается на ремонт. Будет, конечно, сложно. Думаю, создать моноспектакли. Есть желание сделать пушкинский вечер, вечер Анны Ахматовой, читать лирические стихи о любви, о жизни. Самое трудное — работа над собой. Читала книгу Рушева — «Последний год Надежды». Надины записи. Воспоминания о том, как в школе читали, делали записи, вели читательские дневники. Возникли ностальгические чувства. — Вспомнилась «Черная курица»? — Да, и она тоже (смеется). Это ведь была настоящая работа со словом. Ленинградские выпускники над словом очень хорошо работают. Особенно, когда спектакль переведенный, они оригинал обязательно берут, хотя и перевод есть, они еще и от себя переводят. Они постоянно занимаются над речью. Я у них многому научилась.Надежда Наксыл, Заслуженная артистка Тувы, играла Невест и Бабушек, поросят и бандерлогов. Она играет тех, кто старше ее намного, и тех, кто в два раза моложе. Сколько лет маме жеребенка?Наксыл — по-русски Лучезарная. У Лучезарной Надежды есть многое. В том числе и надежды. Нет одного — возраста. А юбилейный вечер — это для того, чтобы еще раз порадовать зрителей своим талантом, талантами своих коллег.Ирина Качан, газета "Плюс информ"


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz