Архив новостей

Мои работы
 


«Троил и Крессида» - любовь, война, разруха

Римас Туминас — режиссер неординарный, назначение его художественным руководителем театра им. Вахтангова — ещё более необычное событие. А его первая постановка в теперь уже «домашнем» театре стала просто удивительной. Мало кому знакомая пьеса Шекспира «Троил и Крессида» в своеобразном видении режиссера стала одной из значимых постановок первой половины театрального сезона.
В «Троиле и Крессиде» рассказывается история, произошедшая во время и на фоне Троянской войны. Но в отличие от других произведений, где всегда на первый план выдвигалась сама война с историей любви Елены и Париса и трагичной гибелью Гектора в борьбе с Ахиллом, у Шекспира повествование посвящено истории любви другого сына троянского короля Приама — Троила.
Римас Туминас — режиссер, чувствующий время и понимающий, что театр сегодня не может не отражать современность даже в материале про события тысячелетней давности. А потому в его «Троиле и Крессиде» рассказывается не просто история любви, с помощью греческо-троянского антуража он пытается изобличить и сегодняшнее время, сегодняшних героев. Надо заметить, что это у него получается.
Главным героем спектакля можно смело назвать дядю Крессиды Пандара (Владимир Симонов), который начинает повествование и ведет героев, невидимой нитью вырисовывая как будто уже заранее известный ему финал. Он рассказывает Троилу (Леонид Бичевин) про племянницу и убеждает его, что Крессида достойна его и красивее Елены, из-за которой и развязалась война, уже седьмой год сотрясающая Трою. Крессиде (Евгения Крегжде) он также показывает среди возвращающихся с поля битвы воинов Троила и убеждает её, что он самый что ни на есть лучший кандидат в мужья (правда, в контексте пьесы уместнее будет сказать любовники). Но если Троил сразу же воспылал желанием встретиться с Крессидой, то Крессида спорит с дядей, замечая красоту и других греческих мужей. Эта сцена ещё напомнит о себе и в конце спектакля, когда Крессида уже в Греции пустится во все тяжкие.
Но до того они всё же встретятся и даже успеют «полюбить» друг друга под чутким и довольно-таки откровенным руководством дяди. После чего Крессиду отправляют к грекам, чему Троил не очень печалится, зато наигранно с ней прощается, клянется в любви и верности, чего требует и от неё. Зачем он это делает — непонятно, ибо практически сразу ясно, что девушка нарушит все клятвы, данные возлюбленному — то ли от злости на Троила, то ли от внутреннего распутства.
На этом, впрочем, историю любви можно считать рассказанной, но как уже говорилось выше, Туминас не делает акцент на этом. В его спектакле главным героем является фарс, который представляет из себя и вся надутая война, и Елена, ставшая причиной этой войны и Парис (Олег Лопухов), представленный у Туминаса хлюпиком, нытиком и подкаблучником Елены. Ахилл (Виктор Добронравов) никак не налюбующийся своей силой и красотой, все греческие мужи и всё вокруг в целом. Война представлена в спектакле особо (сценография Юлиана Табакова) — повсюду разбросанные предметы интерьеры, камни — всё в пыли семилетней войны. Орудием войны и передвижения героев является свисающий с потолка огромный карандаш.
Ахилл и Патрокл (Сергей Епишев) и вовсе предстают перед нами гомосексуальной парочкой. Но особого внимания заслуживает, конечно, Елена (Мария Аронова). Её образ является апофеозом не только первого акта спектакля, но и всей концепции постановки в целом. Она предстает перед зрителем в черном плаще, заметно постаревшая, с хриплым голосом и потухшим видом. Вещает она, стоя на возвышении в картинной раме, у ног её Парис. В завершение своей речи она распахивает плащ, под которым скрывается абсолютно обнаженное тело (конечно, не Марии Ароновой, а сшитое из тканей). Парис припадает к венцу падения человечества и тут же становится очевидной и пустота войны, устройства общества и всего существующего в целом.
Все свои речи герои произносят как будто в никуда, как будто никому и как будто всем все на самом деле ясно — и для чего война, и какие они на самом деле смешные и глупые, и что всё это закончится довольно-таки грустно и печально для многих участников действа. Только Гектор (Артур Иванов) выделяется из этой глупой и давно деградировавшей толпы, его-то и ожидает самая незавидная участь.
«Троил и Крессида» — несомненно, очень сатиричный спектакль, каждое слово и действие героев сопровождаются режиссерским стебом. Но в то же время он изобличителен, и изобличение это ужасно. Деградация общества показана Туминасом в самых ярких красках, в самых своих заплесневевших видах. И кто бы мог сказать, что это Шекспир, но, тем не менее, это так. И кто бы мог подумать, что это так современно, но, к сожалению и это так. Ведь изобличается общество совсем не времен Троянской войны, и даже не Англии XVII века, когда была написана пьеса, а наше с вами современное общество — XX века, от того этот фарс и становится трагичным.

Мария Терлецкая Фото: Валерий Мясников

Источник: Наш Фильм


 

 
Hosted by uCoz


 

кто я? мои работы студия "ЗНА" sight.ru гостевая книга пишите

 
Hosted by uCoz