|
28.03.06 1-я петербургская биеннале современного искусстваБиеннале представляет собой первую в Санкт-Петербурге попытку представления картины кураторской активности в области современного искусства и форм теоретической рефлексии над ней. Новизна проекта заключается в стремлении осмыслить и продемонстрировать влияние кураторской воли на формирование современной художественной жизни города. В современной культуре кураторская активность выступает концептуальным базисом визуального искусства, находящегося в ситуации смены парадигм. Деятельность куратора предполагает совмещение позиций инициатора, организатора и вдохновителя художественного процесса, являя в целом принципиально иную по отношению к традиционной форму авторского присутствия в искусстве. Основная задача биеннале – формирование диалогового пространства современной художественной жизни Петербурга, отвечающего последним тенденциям развития мирового искусства. Биеннале предполагает объединение в экспериментальном проекте художников и ученых, практиков и теоретиков современного искусства, представителей сложившихся институций и независимых авторов и исследователей, носителей классического художественного мировоззрения и апологетов неклассического искусства и опытов его интерпретации. Биеннале представляет собой серию взаимосвязанных художественных и научных событий. Научная составляющая будет включать открытые лекции, презентации кураторских проектов, семинары, направленные на обсуждение актуальных проблем развития художественной культуры современности. Художественная часть биеннале предполагает параллельное проведение конкурсной и внеконкурсной программ. Приоритет отдается практическим и теоретическим исследованиям в области визуальных искусств и синтетических форм художественного высказывания (живопись, скульптура, графика, арт-дизайн, интермедиальные формы искусства: хэппенинг, перформанс, инсталляция, искусство объекта, лэнд-арт, видео- и медиа-арт). Базовая концепция Современное искусство вступило в новую фазу развития. Художественные традиции ХX века все ощутимей становятся историей. Основой проблемой художественной практики второй половины ХХ века было размышление о границах искусства. Сегодня мы живем с ответом, полученным в эпоху, отошедшую в прошлое. На вопрос "Что есть искусство?" ХХ веку ответить удалось. Без ответа остался другой – "Что делает его возможным?" Механизмы художественного творчества, закономерности эстетического и всеэстетического восприятия сегодня туманны как никогда. Культурный портрет эпохи еще только пишется, история творится "между эпохами". В начале ХХI века интересно получить ответ уже не на вопрос о границах и логике искусства, но о координатах чувственности, эту логику скрепляющей. Современному искусству снова интересен человек, причем человек "по обе стороны холста". Упраздненная неоавангардом граница искусства создала вокруг холста – символа традиционной художественности – пустое пространство. В это пространство начинает активно проникать жизнь. Отделившись от стены, холст исчезает совсем. Вместе с ним исчезает модернистский автор, постпросвещенческий творец-демиург. В пустоте, наступившей за классикой и модернизмом, остаются художник и зритель, один на один, без успокаивающей ширмы холста. Объявленная смерть искусства коснулась категорий классической эстетики: произведения, творчества, идеала прекрасного, но не затронула того, что обеспечивает их реальное функционирование – живых, вписанных в историю художника и зрителя. Конец эпохи позволил человеческому фактору по-новому заявить о себе. Сегодня нас опять интересует материал искусства, технология творчества и стратегия художественного восприятия. Никогда еще в искусстве не существовало такого разнообразия форм высказывания, противостоящих классическим. При этом классические приемы не только не уходят в прошлое, но претендуют на создание специфического камертона актуальным высказываниям. Холст существует как "память искусства", выступая прочным носителем структур диалога, завязывающегося между художником и зрителем. Холст работает как стена, отделяющая "дом искусства" от остального мира. Тема первой петербургской биеннале ― "искусство на холсте и вне его". Классическая техника как ниша, в которой пребывает история, встречается с наступившим веком – веком после "конца искусства". Проекты, представленные на биеннале, призваны продемонстрировать не только преемственность традиций, но и радикальный разрыв, острый конфликт истории с современностью. Сквозная идея проектов – "жизнь вокруг холста". Жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и тех, где место искусству еще не определено. Основные мероприятия биеннале пройдут параллельно работе Первого Российского культурологического конгресса (25-29 августа 2006 года, Санкт-Петербург), который станет масштабным форумом, впервые собирающим теоретиков культуры из Российской федерации и всех регионов мира для обсуждения проблем развития гуманитарного знания в целом и состояния культурологии как метанауки в частности. Результатом реализации экспериментального проекта исследования современной художественной среды "1-я петербургская биеннале современного искусства "2006" должна стать концептуальная модель функционирования кураторской активности в рамках современной художественной жизни Петербурга. Основные события биеннале будут освещаться силами городских, региональных и зарубежных средств массовой информации. Концептуально-теоретическая часть Научная составляющая биеннале предполагает междисциплинарное осмысление процессов функционирования современной художественной среды. Темы, намеченные к обсуждению: 1. Искусство сквозь призму истории: от классики к постсовременности - "Место искусства": современное состояние вопроса "Что есть искусство?" - Искусство в структурах повседневности - "Историческая память" искусства: археология культуры - Прошлое и настоящее катарсической теории искусства - Катастрофа как форма художественного праксиса 2. Константы искусства: судьба современной эстетики - Морфология искусства: новый взгляд - Представление о "рамке искусства" в классической и неклассической эстетике - Медиальные механизмы искусства: статус посредника - Эстетическое в парадигме современности - Языки описания искусства: классическое наследие и современность 3. Феноменология холста: между присутствием и исчезновением - История холста: символические фигуры мимесиса - Формальный эксперимент и "бесформенное" начало в искусстве - Ауратичность и репродукция: история и современность - Холст как память тела - "Поле холста" и "поле смыла": параметры исторической динамики 4. Феноменология автора: усилие и смысл - "Экспрессивный" и "концептуальный" принципы творчества: история и современность - Витализм классического и нового искусства: трансформации телесного - Психофизиология творчества: параметры современного опыта - Аксиология жеста: антимиметический опыт искусства - 5. Феноменология восприятия: свобода и конвенция - Сакральный опыт и художественная рецепция - Рецепция классического и неклассического искусства - Фигуры умолчания: "стыдное" и "запретное" в рецепции современного искусства - Синестезия в современном опыте восприятия - Травматические и шоковые механизмы рецептивного опыта современности - 6. Феноменология среды: форма и место - Параметры среды: структуры "мира искусства" - Среда и конвенция: регрессивный опыт динамики "мира искусства" - Коммуникативные функции современной художественной среды - Средовая эстетика: рефлексия неуловимого - "Странное место" как место искусства: абсурдистский опыт художественного праксиса Проблематика и программа заседаний и круглых столов, образующих концептуально-теоретическую составляющую биеннале, будет окончательно определена и сформирована на основании полученных заявок. В ходе работы биеннале предполагается интегрировать различные формы теоретических диспутов в пространство современной художественной среды. Программа биеннале предусматривает: - чтение открытых лекций [готовые доклады] - проведение тематических семинаров [готовые доклады] - презентацию кураторских концепций [готовые доклады] - организацию круглых столов [свободная дискуссия] - рецензирование (экспертиза, критика) конкурсных проектов [свободная дискуссия] К участию приглашаются искусствоведы, культурологи, музееведы, социологи, философы и другие специалисты, чья сфера интересов включает изучение проблем функционирования современного искусства, а также представители различных художественных институций (художники, кураторы, музейные работники, галеристы, художественные критики и обозреватели, педагоги), готовые обсудить опыт своей работы. Для участия в научной программе просим заполнить прилагаемую заявку и прислать ее по электронной почте не позднее 30 апреля 2006 г. Полные тексты докладов для публикации в сборнике материалов биеннале принимаются до 30 мая 2006 г. Организационный взнос за участие в работе биеннале не взимается. Художественно-практическая часть Конкурсная программа Конкурсная программа биеннале предполагает проведение конкурса кураторских проектов на базе различных площадок Петербурга: галерей, выставочных залов, клубов, арт-кафе, а также под открытым небом. К участию в конкурсной программе биеннале приглашаются кураторы, представляющие галереи, выставочные залы, художественные объединение или отдельных художников. Представление проектов возможно как на собственной площадке, так и на площадках партнеров-соорганизаторов. Победитель в конкурсе кураторских проектов определяется орг.комитетом на основании закрытого голосования участников биеннале и количества зрительских откликов. Предусмотрена возможность присуждения приза "Признание критики", вручаемого экспертным советом. Победитель получает диплом лауреата Первой Петербургской биеннале и финансовую поддержку в опубликовании материалов кураторского проекта. Внеконкурсная программа Внеконкурсная программа направлена на представление контекста художественных исканий вне жесткой институциональной закрепленности в пределах Петербурга. Внеконкурсная программа призвана привлечь к работе биеннале участников, не имеющих презентационной площадки в Санкт-Петербурге. К участию во внеконкурсной программе приглашаются: художники, не имеющие кураторской поддержки, участники из других городов России, иностранные участники (независимые кураторы и галереи). Всем проектам биеннале, отобранным оргкомитетом, обеспечивается информационная поддержка и участие в коллективном каталоге. Для участия в конкурсной программе просим заполнить прилагаемую заявку и прислать ее по электронной почте не позднее 30 апреля 2006 г. Финансовая поддержка в реализации проектов не предоставляется. Дополнительная информация и официальные приглашения будут высланы участникам после получения заявок. Оргкомитет биеннале Директор Дмитрий Спивак, куратор-соорганизатор Дмитрий Ивашинцов, кураторы проектов Алина Венкова, Анна Ляшко, главный дизайнер Борис Божков, руководитель пресс-службы Ольга Васинкевич, медиасопровождение Анастасия Вдовенко, координаторы проектов Ирина Соколова, Екатерина Чудновская, техническое сопровождение Mediaproduction centre Articam www.russkyformat.ru Электронный адрес биеннале spbbiennale@mail.ru Почтовый адрес: СПб отделение РИК, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб. 5. Тел. + 79219216590 Факс: (812) 7569527
|
кто я? | мои работы | студия "ЗНА" | sight.ru | гостевая книга | пишите |
---|