28.03.06  1-я петербургская биеннале современного искусства


 Биеннале представляет собой первую в Санкт-Петербурге попытку представления картины кураторской активности в области современного искусства и форм теоретической рефлексии над ней.

Новизна проекта заключается в стремлении осмыслить и продемонстрировать влияние кураторской воли на формирование современной художественной жизни города. В современной культуре кураторская активность выступает концептуальным базисом визуального искусства, находящегося в ситуации смены парадигм. Деятельность куратора предполагает совмещение позиций инициатора, организатора и вдохновителя художественного процесса, являя в целом принципиально иную по отношению к традиционной форму авторского присутствия в искусстве.

Основная задача биеннале – формирование диалогового пространства современной художественной жизни Петербурга, отвечающего последним тенденциям развития мирового искусства. Биеннале предполагает объединение в экспериментальном проекте художников и ученых, практиков и теоретиков современного искусства, представителей сложившихся институций и независимых авторов и исследователей, носителей классического художественного мировоззрения и апологетов неклассического искусства и опытов его интерпретации.

Биеннале представляет собой серию взаимосвязанных художественных и научных событий.

Научная составляющая будет включать открытые лекции, презентации кураторских проектов, семинары, направленные на обсуждение актуальных проблем развития художественной культуры современности.

Художественная часть биеннале предполагает параллельное проведение конкурсной и внеконкурсной программ.

Приоритет отдается практическим и теоретическим исследованиям в области визуальных искусств и синтетических форм художественного высказывания (живопись, скульптура, графика, арт-дизайн, интермедиальные формы искусства: хэппенинг, перформанс, инсталляция, искусство объекта, лэнд-арт, видео- и медиа-арт).

Базовая концепция

Современное искусство вступило в новую фазу развития. Художественные традиции ХX века все ощутимей становятся историей. Основой проблемой художественной практики второй половины ХХ века было размышление о границах искусства. Сегодня мы живем с ответом, полученным в эпоху, отошедшую в прошлое. На вопрос "Что есть искусство?" ХХ веку ответить удалось. Без ответа остался другой – "Что делает его возможным?" Механизмы художественного творчества, закономерности эстетического и всеэстетического восприятия сегодня туманны как никогда. Культурный портрет эпохи еще только пишется, история творится "между эпохами". В начале ХХI века интересно получить ответ уже не на вопрос о границах и логике искусства, но о координатах чувственности, эту логику скрепляющей. Современному искусству снова интересен человек, причем человек "по обе стороны холста".

Упраздненная неоавангардом граница искусства создала вокруг холста – символа традиционной художественности – пустое пространство. В это пространство начинает активно проникать жизнь. Отделившись от стены, холст исчезает совсем. Вместе с ним исчезает модернистский автор, постпросвещенческий творец-демиург. В пустоте, наступившей за классикой и модернизмом, остаются художник и зритель, один на один, без успокаивающей ширмы холста. Объявленная смерть искусства коснулась категорий классической эстетики: произведения, творчества, идеала прекрасного, но не затронула того, что обеспечивает их реальное функционирование – живых, вписанных в историю художника и зрителя. Конец эпохи позволил человеческому фактору по-новому заявить о себе.

Сегодня нас опять интересует материал искусства, технология творчества и стратегия художественного восприятия. Никогда еще в искусстве не существовало такого разнообразия форм высказывания, противостоящих классическим. При этом классические приемы не только не уходят в прошлое, но претендуют на создание специфического камертона актуальным высказываниям. Холст существует как "память искусства", выступая прочным носителем структур диалога, завязывающегося между художником и зрителем. Холст работает как стена, отделяющая "дом искусства" от остального мира.

Тема первой петербургской биеннале ― "искусство на холсте и вне его". Классическая техника как ниша, в которой пребывает история, встречается с наступившим веком – веком после "конца искусства".

Проекты, представленные на биеннале, призваны продемонстрировать не только преемственность традиций, но и радикальный разрыв, острый конфликт истории с современностью. Сквозная идея проектов – "жизнь вокруг холста". Жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и тех, где место искусству еще не определено.

Основные мероприятия биеннале пройдут параллельно работе Первого Российского культурологического конгресса (25-29 августа 2006 года, Санкт-Петербург), который станет масштабным форумом, впервые собирающим теоретиков культуры из Российской федерации и всех регионов мира для обсуждения проблем развития гуманитарного знания в целом и состояния культурологии как метанауки в частности.

Результатом реализации экспериментального проекта исследования современной художественной среды "1-я петербургская биеннале современного искусства "2006" должна стать концептуальная модель функционирования кураторской активности в рамках современной художественной жизни Петербурга. Основные события биеннале будут освещаться силами городских, региональных и зарубежных средств массовой информации.

Концептуально-теоретическая часть

Научная составляющая биеннале предполагает междисциплинарное осмысление процессов функционирования современной художественной среды.

Темы, намеченные к обсуждению:

1. Искусство сквозь призму истории: от классики к постсовременности

- "Место искусства": современное состояние вопроса "Что есть искусство?"
- Искусство в структурах повседневности
- "Историческая память" искусства: археология культуры
- Прошлое и настоящее катарсической теории искусства
- Катастрофа как форма художественного праксиса

2. Константы искусства: судьба современной эстетики

- Морфология искусства: новый взгляд
- Представление о "рамке искусства" в классической и неклассической эстетике
- Медиальные механизмы искусства: статус посредника
- Эстетическое в парадигме современности
- Языки описания искусства: классическое наследие и современность

3. Феноменология холста: между присутствием и исчезновением

- История холста: символические фигуры мимесиса
- Формальный эксперимент и "бесформенное" начало в искусстве
- Ауратичность и репродукция: история и современность
- Холст как память тела
- "Поле холста" и "поле смыла": параметры исторической динамики

4. Феноменология автора: усилие и смысл

- "Экспрессивный" и "концептуальный" принципы творчества: история и современность
- Витализм классического и нового искусства: трансформации телесного
- Психофизиология творчества: параметры современного опыта
- Аксиология жеста: антимиметический опыт искусства
-
5. Феноменология восприятия: свобода и конвенция

- Сакральный опыт и художественная рецепция
- Рецепция классического и неклассического искусства
- Фигуры умолчания: "стыдное" и "запретное" в рецепции современного искусства
- Синестезия в современном опыте восприятия
- Травматические и шоковые механизмы рецептивного опыта современности
-
6. Феноменология среды: форма и место

- Параметры среды: структуры "мира искусства"
- Среда и конвенция: регрессивный опыт динамики "мира искусства"
- Коммуникативные функции современной художественной среды
- Средовая эстетика: рефлексия неуловимого
- "Странное место" как место искусства: абсурдистский опыт художественного праксиса

Проблематика и программа заседаний и круглых столов, образующих концептуально-теоретическую составляющую биеннале, будет окончательно определена и сформирована на основании полученных заявок.

В ходе работы биеннале предполагается интегрировать различные формы теоретических диспутов в пространство современной художественной среды. Программа биеннале предусматривает:

- чтение открытых лекций [готовые доклады]
- проведение тематических семинаров [готовые доклады]
- презентацию кураторских концепций [готовые доклады]
- организацию круглых столов [свободная дискуссия]
- рецензирование (экспертиза, критика) конкурсных проектов [свободная дискуссия]

К участию приглашаются искусствоведы, культурологи, музееведы, социологи, философы и другие специалисты, чья сфера интересов включает изучение проблем функционирования современного искусства, а также представители различных художественных институций (художники, кураторы, музейные работники, галеристы, художественные критики и обозреватели, педагоги), готовые обсудить опыт своей работы.

Для участия в научной программе просим заполнить прилагаемую заявку и прислать ее по электронной почте не позднее 30 апреля 2006 г. Полные тексты докладов для публикации в сборнике материалов биеннале принимаются до 30 мая 2006 г. Организационный взнос за участие в работе биеннале не взимается.

Художественно-практическая часть

Конкурсная программа

Конкурсная программа биеннале предполагает проведение конкурса кураторских проектов на базе различных площадок Петербурга: галерей, выставочных залов, клубов, арт-кафе, а также под открытым небом.

К участию в конкурсной программе биеннале приглашаются кураторы, представляющие галереи, выставочные залы, художественные объединение или отдельных художников. Представление проектов возможно как на собственной площадке, так и на площадках партнеров-соорганизаторов.

Победитель в конкурсе кураторских проектов определяется орг.комитетом на основании закрытого голосования участников биеннале и количества зрительских откликов. Предусмотрена возможность присуждения приза "Признание критики", вручаемого экспертным советом. Победитель получает диплом лауреата Первой Петербургской биеннале и финансовую поддержку в опубликовании материалов кураторского проекта.

Внеконкурсная программа

Внеконкурсная программа направлена на представление контекста художественных исканий вне жесткой институциональной закрепленности в пределах Петербурга.
Внеконкурсная программа призвана привлечь к работе биеннале участников, не имеющих презентационной площадки в Санкт-Петербурге.

К участию во внеконкурсной программе приглашаются: художники, не имеющие кураторской поддержки, участники из других городов России, иностранные участники (независимые кураторы и галереи).

Всем проектам биеннале, отобранным оргкомитетом, обеспечивается информационная поддержка и участие в коллективном каталоге.

Для участия в конкурсной программе просим заполнить прилагаемую заявку и прислать ее по электронной почте не позднее 30 апреля 2006 г. Финансовая поддержка в реализации проектов не предоставляется.

Дополнительная информация и официальные приглашения будут высланы участникам после получения заявок.
Оргкомитет биеннале

Директор Дмитрий Спивак, куратор-соорганизатор Дмитрий Ивашинцов, кураторы проектов Алина Венкова, Анна Ляшко, главный дизайнер Борис Божков, руководитель пресс-службы Ольга Васинкевич, медиасопровождение Анастасия Вдовенко, координаторы проектов Ирина Соколова, Екатерина Чудновская, техническое сопровождение Mediaproduction centre Articam

www.russkyformat.ru

Электронный адрес биеннале
spbbiennale@mail.ru
Почтовый адрес
:
СПб отделение РИК, 199034 Санкт-Петербург,
Университетская наб. 5.
Тел. + 79219216590
Факс: (812) 7569527


Источник: Информагенство GIF.Ru (http://www.gif.ru)


 

 
Hosted by uCoz