05.04.06  Каменный цветок Петербурга


Затейливо-причудливая манера московских зодчих XVI-XVII столетия была материализована в Петербурге волей императора Александра III. Он желал видеть на месте последнего, удачного покушения народовольцев на жизнь его венценосного отца - царя-реформатора Александра II здание исключительно в неорусском стиле. Из-за этого желания императора комиссии по увековечиванию памяти убитого царя городской думы Петербурга пришлось проводить конкурс на лучший проект храма-мемориала дважды.

Участники первого, по неизвестной причине о вкусах главного заказчика осведомлены не были. Поэтому его победителям пришлось довольствоваться экспонированием проектов на Всероссийской промышленной выставке, проходившей, кстати, в Москве. Строить храм предстояло архитектору Альфреду Парланду (проект его был создан в союзе с архимандритом стрельнинского монастыря Игнатием, но последний умер еще до начала строительства).

Сам храм, создание которого потребовало 24 лет напряженного труда, похож на произведение ювелира-виртуоза. На его поверхности, кажется, нет места свободного от резьбы, рельефов, изразцов и великолепия мозаик. Любуясь богатством декоративного убранства собора, не пропустите интереснейшую летопись царствования Александра II. В 20 каменных досках, вьющихся по периметру фасада, найдете вы рассказ о важнейших событиях правления и жизни императора.

Часть старой ограды Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) и старые булыжники мостовой - немые свидетели драматических событиях, которым храм обязан своим появлением и названием. Их сохранили. Войдя в храм, вы их легко найдете. Место, где упал смертельно раненный народовольцем Гриневицким царь отмечено великолепной резной сенью.

Внутри мир самоцветов, расцветший под вечно синим мозаичным небесным сводом. Здесь даже самый тусклый серый свет хмурого петербургского утра, отраженный в золоте смальты, сам становится сказочно-золотым. Из далекого великолепия синевы, переплетенной причудливой вязью узоров, на нас взирают многочисленные святые.

Выбор художников, которым предстояло создать изображения благословенных образов, был предопределен стилем храма. Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин. Кто лучше этих мастеров, посвятивших себя возрождению в живописи мира Древней, допетровской Руси, подходил на эту роль?

Долгие годы великолепие Спаса на Крови было скрыто от глаз. В 1930 году, разделив судьбу тысяч храмов по всей России, он как действующая церковь был закрыт. После Великой Отечественной войны в его стенах разместили склад декораций Мариинского театра. Сейчас в это трудно поверить, но был момент, когда его "как не представляющий художественной ценности" хотели снести. От гибели "каменный цветок" Петербурга спас тогдашний директор Музея "Исаакиевский собор".

Сегодня, после долгих лет реставрационных работ Спас на Крови снова виден во всем своем великолепии. Резные башни и цветные купола диковинного храма, искрящегося цветом, неизменно привлекают внимание многочисленных прохожих.


Источник: www.museum.ru (http://www.museum.ru)


 

 
Hosted by uCoz