20.04.06  Латунные детали культа. Ольга и Александр Флоренские – в Галерее Марата Гельмана


"Все имеющиеся совпадения случайны", – оправдательно заявляет текст авторов. Для пущей политкорректности можно было лишить объекты подписей, чтобы возмущенные верующие, если таковые снова возникнут вблизи галереи Гельмана, терялись в догадках, какой именно объект оскорбляет их религиозные чувства и разжигает в них межконфессиональную вражду. Напомню, что выставочную деятельность Марата Гельмана преследует непонимание со стороны православно-патриотически настроенных граждан. На прошлогодней ярмарке "Арт-Москва" некий молодой человек атаковал работу Александра Косолапова, находившуюся на стенде Гельмана, а выставочный проект "Россия-2", проведенный в Центральном Доме художника, выдержал судебное разбирательство, инициированное группой возмущенных коллег.

Тем не менее этикетки однозначно присваивают композиции из кофейника, термоса, конфетницы и мелких латунных предметов звание, например, мечети с минаретом, хотя и без подписи опознание не составило бы труда. Разве что в случае с антропософским храмом – нечасто встречающимся даже в книгах типом здания – архитектурные клише в памяти не отыскиваются. Вавилонская башня, православный храм, костел, зороастрийский храм, синагога, буддийская ступа и прочие сооружения – на полный перечень экспозиция не претендует, однако широта религиозного спектра несколько больше привычного набора конфессий из газетных новостей.

Этикетки с подписями нужны еще и потому, что смысл всего происходящего лежит где-то около понятия "кунсткамера". А художники выступают здесь не в роли ищущих единственно верный путь спасения и даже не в качестве глумящихся атеистов. Они отстраненные наблюдатели и, вообще-то, говоря языком советского искусствоведения, формалисты. Александру и Ольге Флоренским просто нравится собирать старые вещи, загромождать ими свою дачу, а потом лепить из них удивительные объекты вроде якобы найденных проектов талантливого изобретателя-самородка или топографических карт Петербурга из палочек, трубочек и веревок.

По заявлению четы соавторов, этот проект является первым из новой серии экспозиций с общим названием "Универсальный музей Вильгельма Винтера": Александр и Ольга Флоренские затеяли вольную реконструкцию некоего кабинета редкостей, существовавшего, по их словам, в Санкт-Петербурге в конце XIX века. Добродушные, как и положено "митькам" (а Александр Флоренский – один из отцов-основателей этого легендарного питерского сообщества), художники умудряются даже столь острую на текущий момент тему, как многообразие мировых религий, обыграть невинно и с лукавой усмешкой. Любовно, с теплом подобранный материал и почти тактильное удовольствие от нагромождения старых вещей, латунных деталей, простых форм сводят на нет всю потенциальную провокативность затеи. Становится ясно, что "митьки" по-прежнему "никого не хотят победить". Только марка политтехнолога и галериста Марата Гельмана, под которой происходит выступление питерских художников в Москве, заставляет от умиления переходить к размышлениям о свободе совести. Точнее – о ее последствиях.


Источник: Информагенство GIF.Ru (http://www.gif.ru)


 

 
Hosted by uCoz