26.04.06  «ЛИЦА» («Я слышу их голоса»)


Он смог соединить древние традиции (фаюмский портрет) с необыкновенной новаторской изобретательностью. Немаловажное значение для работ Алексея Штерна имеет связь с искусством кино. Здесь, наверное, даёт себя знать второе художественное образование живописца. Закончив в 1967 году Харьковский художественный институт, в 1971 году он поступил в школу-студию МХАТ на режиссерский факультет. Так у художница формируется театрально-кинематографический склад ума. В его картинах очевидны игра, ирония, правдивость, глубина. В работе над образом для Алексея Штерна всегда является важным запечатлеть момент, выхваченный из жизни, как бы стоп-кадр. Персонаж предстаёт не в позёрской застылости, а всегда в переходящем движении – кто-то беседует за чашечкой чая, кто-то вдумчиво внимает собеседнику, кто-то прибывает в творческой отрешенности (портрет Л. Лазарева). Крупные планы – ещё одна «режиссерская» находка. Зритель всегда как бы остаётся с персонажем один на один, находит в нем собеседника, интересного рассказчика, слушателя. Грань между картиной и внешним миром почти не ощутима. Порой персонажи Алексея Штерна общаются и между собой – диптих «Академик» (портрет Н. Н. Казанского) и «Экономист» (портрет А. А. Н.). В подобных работах значительную роль играет действие. Важно всё – выражение лица, жест. К тому же зачастую художник придумывает своим героям целые диалоги. Так за каждым портретом скрывается своя история, грустная, даже трагическая, романтическая, смешная, но всегда настолько животрепещущая, что кажется непременно реальной. Художнику не нужно долго искать модель. Образы рождаются сами собой, они вокруг, везде. Торговцы на рынке, просто прохожие, нищие, богатеи, «басурмане» (иностранцы) – в каждом он находит что-то интересное, видит личность, характер.

Артистическая натура Штерна-режиссера заставляет играть и Штерна-живописца. Он умеет подсмеяться над своими героями. Так несчастный художник Валерий Лука «себе пальчик оттяпал топориком». Художник явно иронизирует над величием петербургских художников, изобразив их всех вместе в «Автобусе дураков». Адрес здесь очевиден – «Корабль дураков» Иеронима Босха и «Трамвай желаний» Элиа Казан. Но ирония не всегда бывает заранее срежессированной. В деревянном портрете Николая Благодатова физические свойства древесины подкрепили заданный шутливый тон портрета. Художник наделил критика и коллекционера восторженно любопытствующим и в то же время немного наивным взглядом, тогда как голова его во всех смыслах трещит по швам. Деревянная скульптура «Хирургия» или «Пленённый чеченец», темпера «Сосед по спальне» исполнены чёрного юмора. Однако юмор и ирония и даже сарказм Алексея Штерна безобидны. Он по-своему добр к своим героям. Здесь, в месте слияния иронии и добра, рождается тема юродства и сострадания. В данном случае имя художника, Алексей, (Божий человечек) откладывает отпечаток и на творчество художника. Алексей Штерн следует путём через иронию к состраданию, человеколюбию и всякое-живое-любию. Так появилась на свет данная графическая серия. «Лица» - это призыв к миру и взаимопониманию, открывающий нам глаза на самих себя и окружающий мир. Здесь заявлена тема сосуществования рядом человека и животного.

Алексея Штерна всегда интересовало человеческое лицо как зеркало человеческой души, на сей раз его взволновало «лицо» зверя. На выставке представлены образы людей и зверей, живущих одной жизнью, переживающие одни и те же чувства. Действительно, велика ли разница – человек ли о двух ногах или лохматый пёс о четырёх! Для искусства это никакого значения не имеет, ведь оно призвано будить в душе лучшие чувства. И всё же художник остаётся честным, изображая мир таким, какой он есть, мир животных и людских страстей. Автор высказывает идею звериного в человеке и человеческого в звере, ведь зверь и человек, связанны друг с другом узами родства и противостояния одновременно.

Однако и здесь Алексей Штерн не предаёт своих идеалов, и здесь он крайне остроумен. Так, поранившийся Валерий Лука превращается в «Луку укушенного», благородным профилем красуется мальчик Серёжа, почти до неприличия усердствует играя на трубе хулиган, вожделенно облизывается сладострастный бык Стёпа и, наконец, всем нам остаётся скорбно пожалеть о скоропостижно скончавшемся от птичьего гриппа в марте 2006 года петухе по имени Cock. В этих работах отражены реалии сегодняшнего дня. Итак, Алексея Штерна можно смело назвать летописцем нашего времени, сколь ироничным столь же и правдивым.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz