03.05.06  "Время перемен" в Русском музее


Экспозиция устроена так: пойдешь налево - нонконформистское искусство найдешь (именуемое также в дальнейшем и в литературе об искусстве неофициальным, неформальным и искусством андеграунда), пойдешь направо - советское официальное искусство увидишь.

В залах официального искусства навстречу зрителю сразу устремляются многочисленные образы вождя мирового пролетариата, эхо иного, сталинского времени. Но уже в следующем зале вас ждет встреча с героями оттепели. Так называемым поколением шестидесятником. Суровые черты в "суровом стиле". Именно так назвали особую манеру молодых художников того времени. Лаконизм их речи близок, опасно близок беспредметному искусству андеграунда, но на этой выставке искусство из официальных выставочных залов и произведения из квартир немногочисленных коллекционеров неформального искусства не пересекутся. Здесь они существуют в строго параллельных мирах. Хотя, чем дальше вы проходите по залам официального искусства, тем меньше ощущаете разницу между ними.

Пройдя по залам официального искусства, по залам корпуса Бенуа Русского музея, вы, благодаря устроителям экспозиции, можете побывать и на "квартирной" выставке (явление для описываемого времени весьма характерное). Типовая квартира типового дома хрущевской постройки. Тоже своего рода экспонат и памятник эпохе. Обстановка небольших комнат легко узнаваема, многие и сейчас живут в похожей. Только черно-белый телевизор, да его репертуар позволяют угадать время действия. На стенах тесного помещения картины художников, официально не существовавших. Поэтому и большинство этих работ на выставку предоставили те самые частные коллекционеры.

Рассказать обо всех произведениях и художниках выставленных здесь в рамках статьи невозможно, даже перечисленные через запятую они превысят ее объем. Ведь живописных работ всего 250 единиц (правда, авторов немного меньше 200), а еще 80 скульптур (50 авторов) и некоторое количество графических произведений.

Ленин ветер революции, советский "романтизм" от Михаила Девятова. Великолепная техника так многозначительно молчащих полотен Гелия Коржева, по которым нетрудно угадать сегодняшнюю религиозную доминанту творчества мастера. Первобытная сила земли и ее детей, крестьян, и неправдоподобно ясная небесная лазурь во взгляде Есенина-ребенка Евсея Моисеенко. Нежный шепот цветения вербы и бесконечная полумгла, окутавшая русскую деревню в "Бегстве в Египет" Оскара Рабина.

По-разному можно оценивать как произведения представленные на этой выставке, так и сам способ их демонстрации. Две противоборствующие силы внутри мира искусства страны Советов, такую трактовку увиденного подсказывает сама композиция выставки. Срез культуры, рассказ о том, чем жили и дышали. Можно также, просто и относительно объективно (хотя объективного отношения к искусству не бывает иначе это уже полное к нему равнодушие), оценивать качество представленных произведений. С этой точки зрения, безусловно, выигрывают художники официальной школы.

Полный спектр чувств и переживаний. Возвышенное и повседневное, смешное и грустное, сатира и патетика, добро и зло. С завидным постоянством меняющиеся местами. И в конце выставки мини-экспозиция подводящая своеобразный итог жизни и искусства 25 лет советской действительности "1984" год. Посвящение Джорджу Оруэллу. Год между прошлым и настоящим.

Писать о выставке "Время перемен" можно долго и много, но чем читать даже самые красочные описания событий лучше (во всяком случаи иногда и это тот самый случай) стать их участником или хотя бы свидетелем. Выставка "Время перемен" ждет вас.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz