05.05.06  "В КРУГЕ ИСТОРИИ". Л.Я. Тимошенко, Д.Е. Загоскин, Е.А. Кибрик, Н.А. Кибрик. Из цикла "Художественные династии".


Центральное место в экспозиции занимают произведения Лидии Яковлевны Тимошенко. Это имя хорошо известно специалистам, но не широкой публике, которая лишь начинает открывать для себя творчество удивительно современного мастера. Ее произведения, рассуждения и поступки соразмерны и органически созвучны нерву века. В 2005 году после долгого перерыва большая персональная выставка Л.Я. Тимошенко с успехом прошла в Москве, теперь и петербургскому зрителю предоставлена возможность увидеть наследие художницы, живописные и графические работы которой составляют гордость центральных и провинциальных музеев страны, в том числе ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

50-летняя творческая активность Лидии Тимошенко была поделена на две неравные половины: ленинградский довоенный - и послевоенный московский периоды. В первом был Петербург – Ленинград и его особенная художественная культура: воспитание в семье аристократических традиций, учеба в бывшей Школе Императорского Общества поощрения художников, где среди ее преподавателей были П.А. Мансуров, М.П. Бобышов, АА. Рылов; затем - ГИНХУК. Здесь состоялось ее вступление в общество "Круг художников" (1928), одно из самых громких и ярких объединений рубежа 1920-1930-х годов, одним из основателей которого был ее второй муж Д.Е. Загоскин. После знакового правительственного постановления 1932 года, уничтожившего все группировки художников, была еще учеба в аспирантуре АХ – сначала у К.Ф. Юона, затем у А.И. Савинова. Лидии Тимошенко удалось сохранить непосредственность восприятия и собственное лицо и найти яркий эстетический эквивалент эпохи строительства социалистического "рая" в знаменитой "детской" серии – десятках живописных полотен, посвященных детям.

Когда после войны у руля ЛОССХа оказались Владимир Серов и сотоварищи, против которого она сенсационно и с неслыханной смелостью публично выступила в 1940 году, Тимошенко приняла решение переехать в Москву, где она прожила долгие годы, но где коллеги воспринимали ее скорее как "жену ЕА. Кибрика". Тяжелый недуг не позволял работать в полную силу, тем не менее, она неустанно работала творчески, иллюстрировала "Евгения Онегина" в живописной и графической технике, создавала произведения в технике эстампа. В 1960-х годах она приобрела негласный статус особо утонченного портретиста, - серия ее портретов, лаконично экспрессивных и раскрепощенных по цвету, стала знаковой для среды московской интеллигенции конца 1960-х. Лишь в 1961 году к Тимошенко, наконец, пришла относительная известность и слава, когда Сергей Герасимов инициировал ее персональную выставку в СХ СССР.

Весь свой жизненный путь Лидия Тимошенко стремилась заявить о себе своим, не похожим ни на кого, почерком. Она всячески старалась избежать влияний и подражаний, была непримирима к рутине и обыденности, ординарности и бесталанности и стала ярчайшим представителем не "советского искусства", а искусства советской эпохи, очень разнонаправленного и пестрого, включающего в себя и тиранию, и рабство, а также бунт против и того, и другого.

Имя Давида Ефимовича Загоскина, также хорошо знакомое специалистам, долгое время ничего не говорило зрителю. Лишь в наши дни, когда искусство советского периода и, в частности, 1920– 1930-х годов, подверглось кардинальному пересмотру, творчество ленинградского графика и живописца наконец оценено по достоинству.

Художественное становление и развитие Загоскина пришлось на годы, переломные для судьбы страны; революция 1917 года, бурные, сложные, трагические двадцатые и тридцатые. При жизни творческая биография художника складывалась удачно - среди ленинградских мастеров он был фигурой заметной. Не только в силу целеустремленного, сильного характера и жизнелюбивой, обаятельной, притягательной для многих натуры. Определяющим стал его талант, яркий и самобытный.

Уроженец Белоруссии, получивший художественное образование в Одессе и Саратовском ВХУТЕМАСе, двадцать лет Загоскин прожил в Ленинграде. Это было время интенсивной творческой деятельности, постоянного участия на выставках. Загоскина хорошо знали как активного члена общества "Круг художников". Долгие годы он преподавал в Ленинградском ВХУТЕИНе, много работал в литографской мастерской при Ленинградском отделении Союза художников, занимался монументальной живописью.

За недолгую жизнь им было сделано немало. Но после трагической смерти в блокадном Ленинграде зимой 1942 года его произведения были практически утрачены. Из наследия художника сохранилось немногое: ряд живописных и графических работ находится в ГРМ, Саратовском художественном, республиканском Северо-Осетинском художественном музеях. Около двухсот произведений, в основном графических, были спасены И.Б. Загоскиным, племянником художника, которому было в 1942 году двенадцать лет. Сорок с лишним лет И.Б. Загоскин бережно хранил работы. После длительного перерыва с 1987 года они стали появляться на выставках. Экспонирующиеся на выставке графические произведения Давида Загоскина, принадлежащие ныне Коллекции ЦВЗ "Манеж", происходят именно из этого источника.

 Иначе сложилась судьба Евгения Адольфовича Кибрика - графика и живописца, выдающегося книжного иллюстратора. В юности входивший в группу "Мастера аналитического искусства" и поки-нувший П.Н. Филонова по принципиальным соображениям, Евгений Кибрик стал одним из наиболее именитых и благополучных советских художников. Его искусство, характерное исторической убеди-тельностью и психологической насыщенностью образов, пользовалось огромным признанием и в на-шей стране, и за рубежом. Регулярно выходили большими тиражами иллюстрированные Кибриком книги, многие из них были отмечены самыми престижными наградами; в 1962 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР; вершиной признания стало присвоение звания народного художника СССР (1967). Блестящий педагог, более 25 лет он преподавал в Институте им. В.И. Сурикова, руководил творческой мастерской графики Академии художеств. Интереснейшим пя-мятником своей эпохи стала и книга воспоминаний Евгения Кибрика "Работа и мысли художника", вышедшая уже после кончины мастера.

 Нина Александровна Кибрик - внучка Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика, через поколение про-должает художественные традиции семьи. График по образованию, она отличается разнообразием творческих интересов, неуемной жаждой освоения все новых и новых полей приложения сил. Это скульптура и монументальные росписи, иконопись и мозаика, эстетическое воспитание детей. В круг ее интересов входит также народная музыка, народное искусство и театр. Несмотря на то, что Нина Кибрик родилась и живет в Москве, своей духовной родиной она считает город Путивль, где начиная с 2000 года участвовала в организации художественных акций, вылившихся в рождение Путивльского международного Фестиваля Искусств "Золотая кувшинка".


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz