20.06.06  "Риопель: канадский художник" в Эрмитаже


Работы Жан-Поля Риопеля (1923-2002) выставляются в России впервые. На выставке "Риопель: канадский художник" представлено 26 работ, охватывающих все этапы творческой жизни художника (начиная с поздних 1940х годов и заканчивая концом 1980х - началом 1990х), из коллекции Монреальского Музея и работы 50-60х годов из коллекции корпорации "Пауэр корпорейшн оф Канада".

Творческий путь художника начался в Монреале, где в 1940-х годах он играл одну из главных ролей в деятельности движения автоматистов, идейным вдохновителем которого был Поль-Эмиль Бордюа, живописец и интеллектуальный наставник молодого поколения художников. Опираясь на концепции сюрреализма, Бордюа выдвинул идею освобождения традиционных форм искусства через пластику исполнения в унисон с ритмом подсознания.

В 1947 году Риопель переезжает в Париж, где сходится с работавшими там художниками. Среди его знакомых Пьер Лёб, Жорж Матье, Вольс, Рауль Юбак, Пьер Сулаж, Сэм Фрэнсис, Патрик Вальдберг и Альберто Джакометти.

Первая же выставка Риопеля принесла ему известность. Вскоре слава о художнике достигла и Соединенных Штатов: в 1953 году его картины демонстрировались на выставке "Молодые европейские художники" в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, а годом позже было положено начало многолетнему сотрудничеству Риопеля с галереей Пьера Матисса. Его работы стали частью самых престижных коллекций Европы и Америки. В 1962 году Риопель представлял Канаду на Венецианской биеннале. В конце 1960-х годов художник вернулся на родину, и посвятил всю мощь своего безграничного творческого воображения великолепию канадской природы, с ее первозданными лесами, бескрайними ледяными просторами и стаями диких гусей.

В 1963 году Риопель выставляется в Музее изобразительного искусства Монреаля, в 1967 году - в Музее Квебека, а в 1972 году - в Музее современного искусства Парижа. В 1981-1982 годах большая выставка, посвященная Риопелю, состоялась в Национальном музее современного искусства (Центр Жоржа Помпиду) в Париже, в Музее Квебека и в Монреальском Музее современного искусства.

Наследие Риопеля, включающее тысячи картин, сотни гравюр, многочисленные скульптуры, коллажи, рисунки углем и произведения из глазурованной лавы, - это памятник экзистенциальному стремлению к свободе творчества, утвердившемуся в западном обществе после Второй мировой войны.

Выставка "Риопель: канадский художник", объединившая исключительные по своему значению произведения, является кратким обзором, позволяющим проследить творческий путь мастера, от его первых автоматических экспериментов, освободивших художника от ограничений фигуративности и позволивших ему обрести свой уникальный визуальный язык, до его последних работ аэрозолью, в которые проникают приметы окружавшей его реальности. В своем творчестве, от начала до самого конца, Риопель неустанно стремился реализовать и примирить две великих идеи, лежащие в основе современного искусства: неоспоримую автономность художественных образов и неизбежное присутствие в них Природы.

Музеем изобразительного искусства Монреаля издан каталог на английском, французском, и, впервые, специально для выставки в Эрмитаже, на русском языке. Статьи и репродукции, вошедшие в каталог, помогают проследить эволюцию творчества Риопеля от первых автоматических работ до поздних монументальных.

Куратор выставки от Государственного Эрмитажа - А.Л. Ракова, старший научный сотрудник Отдела истории западноевропейского искусства; от Музея изобразительного искусства Монреаля - Стефан Акен, хранитель коллекции современного искусства Музея изобразительного искусства Монреаля.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz