"Андре Бразилье. Ретроспектива. Живопись, керамика, шпалеры". Эрмитаж.


Странна ретроспектива, когда лишена главного свойства ретроспектив — представлять результаты действия времени. На Бразилье время определенно не действует. То, что прежде было больше картиной, позже стало скорее панно, вот и вся разница между Андре Бразилье пятидесятилетней давности и нынешним. Он не стареет и даже не изменяется, и это кажется удивительным и прямо невозможным; 76-й год ему, а все то же: купальщицы, кавалькады, акробаты, цветы, концерты симфонической музыки и замок XVII века, принадлежащий художнику и оттого им особенно охотно рисуемый во всякую пору года: в оранжевом снегу, в голубом снегу, в сером. И снова — купальщицы, кавалькады. Синие лошади, белые лошади, черные.

«Он показывает нам ту Францию, которую трогательно любит все человечество», — объяснил искусство Бразилье Михаил Пиотровский. Альберт Костеневич, эрмитажный хранитель французского искусства конца XIX — начала XX века, назвал Бразилье романтиком — в широком смысле слова, понятно, поскольку Бразилье не занимается стихиями. Всякими вот этими бушующими морями, пронизывающими восходами и схватками с дикими животными в Берберии. Искусство бывшего ученика парижской Школы изящных искусств для того слишком изящно. Легкость повсюду необычайная, до трюкачества: гобелен с синими лошадьми в зеленом лесу, штука два с половиной на три метра и весом, наверное, в пятьдесят кило, притом имитирующая легкую акварельку с акварельными разводами. Но непредвиденный эффект: несколько залов такой легкости подряд, от веселых, даже шутливых перепевов Дега или Матисса заканчивая монументальными перепевами собственных эскизов, — и эта легкость начинает производить впечатление любительской необязательности. Как будто это хобби — рисовать лошадок и joie de vivre. Профессионализм оставим поражать профессионалов. Но стоит подумать, скажем, о «Концерте в Бове» 2003 года, впечатление которого так умело создано, что нет сомнения, что именно этот концерт, напоминающий у Бразилье сошествие святого духа, имел место в такой-то день 2003 года, — стоит представить, кто же был на этом концерте, как представляется буржуа в хорошем костюме, слушающий музыку в удобном кресле, владелец замка XVII века. Что он художник, нам сообщат потом. Из единственного — раннего, двадцати одного года — «Фовистского автопортрета» мы вряд ли составим впечатление об облике (в смысле портретного сходства), зато легко прочтем социальную роль, классовый и поведенческий тип. Это милый, слегка растрепанный, изящно худой и остроумный талант-очкарик из хорошей семьи. Он занимается тем, что рисует.

571 34 20, 571 34 65, Дворцовая наб., 34


Источник: Afisha.ru (http://spb.afisha.ru)


 

 
Hosted by uCoz