13.07.06  "Виллем де Кунинг. Поздняя живопись" в Эрмитаже


Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Фондом Виллема де Кунинга, Нью-Йорк, при поддержке Access Industries, ACE Group of Companies, Института Лермана и Американского Клуба друзей Эрмитажа.

В экспозицию вошло более 20 живописных произведений, относящихся к периоду 1981-1988 годов, среди которых триптих 1985 года, написанный для церкви Святого Петра в Нью-Йорке. Это поздние полотна знаменитого американского художника, написанные в мастерской на Лонг-Айленде, США, многие из которых в настоящее время находятся в частных собраниях в Швейцарии и в США.

Виллем де Кунинг родился в 1904 году, в Нидерландах, в Роттердаме. До 1924 года он учится в местной Академии изящных искусств. Нелегально эмигрировав в 1926 году в США, работает маляром в Хобокене, штат Нью-Джерси. В 1927 году Виллем де Кунинг переезжает в Нью-Йорк, где знакомится с художниками Джоном Грэхемом, Стюартом Дэвисом, Дэвидом Смитом и Аршилом Горки. Большая часть его творческой жизни связана с Нью-Йорком, там к нему в 1950-х годах пришла слава. Первая персональная выставка Виллема де Кунинга состоялась в Нью-Йорке в 1948 году. В этом же году Музей современного искусства, Нью-Йорк, приобретает его первую картину. В 1964 году Президент США Джонсон награждает его Президентской медалью Свободы (американская высшая гражданская награда), а в 1979 году Виллем де Кунинг становится кавалером Голландского ордена Оранж-Нассау. Художник становится гражданином США в 1962 году. В 1963 году он переезжает в Спрингс, штат Нью-Йорк, где и живет до своей смерти в 1997 году.

Творчество Виллема де Кунинга развивалось в контексте американского художественного развития середины XX века, однако мастер никогда не терял органичной связи с европейским искусством. Внутренний диалог с Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Василием Кандинским явственно ощутим в его живописи на протяжении многих лет. В колористическом решении, в построении композиций его работ присутствует и определенное влияние этих мастеров, и тонкое развитие той или иной темы, почерпнутой в их произведениях.

Среди американских абстракционистов середины XX века Виллем де Кунинг выделяется своего рода консерватизмом. Его картины имеют неизменно строгое тектоническое построение композиции, цветовое решение полотен лишено диссонансов, столь характерных для представителей этого направления. Он сохранил приверженность традиционным материалам и технике живописи, избегая рискованных формальных экспериментов. Картины мастера сложно и по-своему виртуозно написаны. Тонко нюансированная живопись Виллема де Кунинга так много теряет при репродуцировании, при нарушении масштаба, что при воспроизведении его картин этот вопрос является наиболее болезненным. Это искусство непременно требует прямого контакта зрителя с произведением. К его работам нужно возвращаться, их важно видеть в ансамбле, где в нескольких произведениях варьируется один мотив, где существует своя внутренняя логика построения, динамика развития сюжета.

Поздние годы мастера, когда ему было уже за семьдесят, были временем, возможно, наиболее интересным и плодотворным в его жизни. Полотна этого периода обретают полную свободу цвета, линии, формы. Картины написаны с поразительной страстью, их переполняет мощь позитивной энергии. Именно поздним работам Виллема де Кунинга, исполненным в 1890-е годы, суждено было стать самыми светлыми и жизнеутверждающими произведениями, своеобразным духовным завещанием великого художника.

Экспозиция продолжает серию выставок, которые знакомят посетителей Эрмитажа с крупнейшими мастерами современного искусства.

Куратор выставки "Виллем де Кунинг. Поздняя живопись" - Джулия Сильвестр, приглашенный куратор современного искусства Государственного Эрмитажа. Это третий проект, куратором которого она является, в Эрмитаже уже прошли с большим успехом выставки "Луиз Буржуа" (2001) и "Сай Томбли" (2003).

К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог, выпущенный в издательстве Schirmer/Mosel, Мюнхен, при поддержке Галереи Гагозяна, Нью-Йорк. Каталог предваряют вступительная статья М.Б.Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и статья Джулии Силвестр, приглашенного куратора современного искусства Государственного Эрмитажа. Текст каталога написан английским художественным критиком Дэвидом Сильвестром.

По окончании работы в Государственном Эрмитаже выставка "Виллем де Кунинг. Поздняя живопись" будет представлена в Музее Карло Билотти, Оранжерея Виллы Боргезе, Рим, с 19 октября 2006 года до февраля 2007 года. Иллюстрации © 2006 Willem de Kooning Foundation/Artists Rights Society, New York.


Источник: www.museum.ru (http://www.museum.ru)


 

 
Hosted by uCoz