08.09.06  ВЗ «НоМИ». Виктор Кронбауэр (Чехия). Магическое измерение сцены.


Мартин Гилски, переводчик на чешский язык Шекспира, в свое время обратил внимание, что на фотографиях спектаклей по пьесам этого великого драматурга, сделанных чешским фотографом Виктором Кронбауэром (р. 1949), огромную смысловую нагрузку несут: ноги. Застывшие в различных позах, ноги актеров, на которых художник сознательно концентрирует взгляд, - удивительное свидетельство необычного подхода к проявлению реализма в его творчестве. Именно за фотографии к спектаклю по произведению Шекспира - "Ричард III" в постановке В. Моравека Виктор Кронбауэр был удостоен серебряной медали на Триеннале-2002 в хорватском городе Нови Сад, а тремя годами позже, на Триеннале-2005, награжден золотой медалью, и тоже за шекспировский цикл, снятый на материале постановки гамбургского театра Deutsches Schauspielhaus. Но высшим достижением чешский фотограф сам для себя считает золотую медаль, присужденную ему престижной Международной федерацией фотографического искусства - FIAP. Такой высокой награды театральный фотограф среди прочих коллег был удостоен впервые.

В объективе Виктора Кронбауэра - не только национальный, чешский мир музыки и театра; он много работает за рубежом, снимает на пленку чешские гастроли лучших иностранных коллективов. Из Милана, Будапешта и Лондона он привозил серии снимков о великих оперных сценах, Лондон и Московский Большой театр вдохновили его на создание "балетной коллекции", после посещения им легендарной "Таганки" зрителю были явлены фотографии спектаклей Юрия Любимова. В течение двух сезонов Кронбауэр вел фотолетопись дрезденской Semper Oper, на протяжении целого года тесно сотрудничал с венской Staatsoper.

Своим учителем фотограф считает патриарха чешской театральной фотографии Ярослава Крейчи, от которого перенял стремление к отражению на фотографических снимках уникального ритма театрального закулисья и самой атмосферы спектакля, что, по словам Крейчи, является необходимым для адекватной передачи структуры театрального действа.

Благодаря доверительному личному и профессиональному общению с актерами и режиссерами Кронбауэру в его работах счастливым образом удается избежать пошлого журнального глянца, камера Виктора естественно изысканна и правдива. И эта естественность камеры Кронбауэра объясняется просто. Он сам, что называется, вырос в театре, а сейчас продолжает работать в Институте театра в Праге, куда он пришел в 1984 году. Институт театра в Праге и его научный сотрудник д-р Власта Смолакова, ставшая куратором выставки в "НоМИ" - главные организаторы показа фотографа в Санкт-Петербурге. В преддверии его директор Института театра Ондржей Черны так высказался о жанре театральной фотографии: ":А что же театральная фотография? Она, если повезёт, может стать самым достоверным свидетельством: в одно мгновение (щелчок спуска фотоаппарата - взгляд зрителя:) запечатлённым оказывается само эмоциональное напряжение того, что происходит на сцене. Удачный снимок - и мы вдруг понимаем, что вот ведь она, магическая суть действа, вот она, разгадка отношений героев:"

Главные выставки Виктора Кронбауэра

1978 - "Пражская весна". ОКД Новодворска, Прага

1982 - "Портрет". Ческа Скалице

1984 - "Портрет". Долни Кубин

1986 - "Портрет". "Фотохема", Градец Кралове

1993 - "Пражская весна". Лобковицкий дворей в Пражском Граде

1996 - "Лондон". Галерея Velvary

2002 - "Ричард III". Нови Сад, Хорватия

2002 - "Оперные постановки Давида Радока". Летняя киношкола в Угерске Градиште

2003 - "Театральные фотографии". Пражская Квадриннале, Экспо-центр, Прага

2003 - "Шекспир: "Король Лир"". Leica Gallery, Прага

2003 - "Театральные фотографии". Галерея "Европейский дом", Пльзень

2003 - "Александр Онищенко". Галерея "Якубска", Прага

2004 - "Уильям Шекспир на европейской сцене". Муниципальный театр, Мост

2004 - "Театр". США

2005 - "Хроника Национального театра, сезон 2003/2004". Национальный театр, Прага

2005 - "Шекспир". Нови Сад, Хорватия


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz