19.09.06  Виктор Кронбауэр (Чехия). "Магическое измерение сцены". Фотография. Выставочный зал "НоМИ". 30 сентября – 20 октября


Мартин Гилски, переводчик на чешский язык Шекспира, в свое время обратил внимание, что на фотографиях спектаклей по пьесам этого великого драматурга, сделанных чешским фотографом Виктором Кронбауэром (р. 1949), огромную смысловую нагрузку несут... ноги. Застывшие в различных позах, ноги актеров, на которых художник сознательно концентрирует взгляд, – удивительное свидетельство необычного подхода к проявлению реализма в его творчестве. Именно за фотографии к спектаклю по произведению Шекспира – "Ричард III" в постановке В. Моравека Виктор Кронбауэр был удостоен серебряной медали на Триеннале-2002 в хорватском городе Нови Сад, а тремя годами позже, на Триеннале-2005, награжден золотой медалью, и тоже за шекспировский цикл, снятый на материале постановки гамбургского театра Deutsches Schauspielhaus. Но высшим достижением чешский фотограф сам для себя считает золотую медаль, присужденную ему престижной Международной федерацией фотографического искусства – FIAP. Такой высокой награды театральный фотограф среди прочих коллег был удостоен впервые.

В объективе Виктора Кронбауэра – не только национальный, чешский мир музыки и театра; он много работает за рубежом, снимает на пленку чешские гастроли лучших иностранных коллективов. Из Милана, Будапешта и Лондона он привозил серии снимков о великих оперных сценах, Лондон и Московский Большой театр вдохновили его на создание "балетной коллекции", после посещения им легендарной "Таганки" зрителю были явлены фотографии спектаклей Юрия Любимова. В течение двух сезонов Кронбауэр вел фотолетопись дрезденской Semper Oper, на протяжении целого года тесно сотрудничал с венской Staatsoper.

Своим учителем фотограф считает патриарха чешской театральной фотографии Ярослава Крейчи, от которого перенял стремление к отражению на фотографических снимках уникального ритма театрального закулисья и самой атмосферы спектакля, что, по словам Крейчи, является необходимым для адекватной передачи структуры театрального действа.

Благодаря доверительному личному и профессиональному общению с актерами и режиссерами Кронбауэру в его работах счастливым образом удается избежать пошлого журнального глянца, камера Виктора естественно изысканна и правдива. И эта естественность камеры Кронбауэра объясняется просто. Он сам, что называется, вырос в театре, а сейчас продолжает работать в Институте театра в Праге, куда он пришел в 1984 году. Институт театра в Праге и его научный сотрудник д-р Власта Смолакова, ставшая куратором выставки в "НоМИ" – главные организаторы показа фотографа в Санкт-Петербурге. В преддверии его директор Института театра Ондржей Черны так высказался о жанре театральной фотографии: "...А что же театральная фотография? Она, если повезёт, может стать самым достоверным свидетельством: в одно мгновение (щелчок спуска фотоаппарата – взгляд зрителя...) запечатлённым оказывается само эмоциональное напряжение того, что происходит на сцене. Удачный снимок – и мы вдруг понимаем, что вот ведь она, магическая суть действа, вот она, разгадка отношений героев..."

Главные выставки Виктора Кронбауэра

1978 – "Пражская весна". ОКД Новодворска, Прага
1982 – "Портрет". Ческа Скалице
1984 – "Портрет". Долни Кубин
1986 – "Портрет". "Фотохема", Градец Кралове
1993 – "Пражская весна". Лобковицкий дворей в Пражском Граде
1996 – "Лондон". Галерея Velvary
2002 – "Ричард III". Нови Сад, Хорватия
2002 – "Оперные постановки Давида Радока". Летняя киношкола в Угерске Градиште
2003 – "Театральные фотографии". Пражская Квадриннале, Экспо-центр, Прага
2003 – "Шекспир: "Король Лир"". Leica Gallery, Прага
2003 – "Театральные фотографии". Галерея "Европейский дом", Пльзень
2003 – "Александр Онищенко". Галерея "Якубска", Прага
2004 – "Уильям Шекспир на европейской сцене". Муниципальный театр, Мост
2004 – "Театр". США
2005 – "Хроника Национального театра, сезон 2003/2004". Национальный театр, Прага
2005 – "Шекспир". Нови Сад, Хорватия


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz