08.11.06  Выставка произведений французского художника Ладисласа Кийно. Михайловский (Инженерный) замок Государственного Русского музея. 26 октября – 27 ноября 2006 года.


Ладислас Кийно – один из наиболее необычных и изобретательных художников поколения, которых принято называть "художниками 50-х". Его искусство охватывает всю вторую половину ХХ века – один из самых сложных и насыщенных событиями периодов истории искусства, когда шел непрерывный и ускоряющийся процесс смены художественных стилей, направлений, концепций. И сегодня, в начале XXI века, продолжаются творческие поиски Кийно, он создает новые работы и участвует в многочисленных международных выставках. Выставка в Русском музее знакомит зрителя с теми работами, которые дают представление об основных этапах его творчества.

Ладислас Кийно родился в Варшаве в 1921 году. Поляк по отцу, француз с материнской стороны, раннее детство он провел в эмиграции в Канаде, а в 1925 году его семья поселилась во Франции. Отец Ладисласа, скрипач Варшавской консерватории – во время вооруженного восстания 1905 года был арестован, сослан в Сибирь, но бежал. Занятия искусством, в том числе музыкой, к которой Ладисласа приобщил отец, подкреплялись классической культурой, обогащенной критическими философскими размышлениями о нашем мире. Мальчик очень рано увлекся рисунком, изображая все, что его окружало.

Затем он начал получать литературно-философское образование в Аррасе и Лилле, на католическом факультете. Но в 1942 году Кийно пережил тяжелый мистически-метафизический кризис, после чего заболел и вынужден был провести долгое время в санатории на плато д'Асси в Верхней Савойе, а затем неоднократно там бывать вплоть до 1954 года. Там он встретил писателя Пьера Моруа, который познакомил его с миром Ван-Гога, Сезанна и Боннара. Лечащие врачи Кийно всячески поощряли его первые живописные опыты.

В 1943 году состоялась первая выставка Кийно на тему "Игры в неудачу" в клинике Санселльмоз. К 1946 году относятся его первые исследования "мятого" в живописи, взаимодействия гладкого и мятого: "Ребенок, – говорит художник, – рождается мятым, юноша становится гладким, старик умирает мятым". Работы, созданные в этой технике, принесли Кийно мировую известность. В 1949 году проходит его выставка в Салоне независимых в Париже. По просьбе каноника Девеми и отца Кутюрье, Кийно пишет "Тайную вечерю" для крипты церкви в Асси. Начиная с этого момента, его живопись обращается к идеям творения мира, священного и магического отклика.

В 1955 году художник принимает решение сжечь все созданное прежде, то есть более двух сотен картин и рисунков. А с 1956 года одна за другой следуют совместные выставки Кийно и его известных современников. Он активно разрабатывает технику "смятого холста". К 1960 году относится создание его первых политических граффити на стенах Латинского квартала, а в 1961 году состоялась его первая персональная выставка под названием "Новые реальности" в Лилле.

Пытаясь исследовать мировые цивилизации, художник много путешествовал по миру: бывал в США, Японии, Мексике, Китае, России. Япония, вдохновила его на несколько пейзажей Киото и садов дзен. В Китае его заинтересовала теория восточного гуманизма, конфуцианского и буддистского одновременно. В 1989 году Кийно принимает участие в экспериментах "тропической мастерской" на Таити. Пережитый там культурный шок немедленно выливается в серии посвящений Гогену.

В России художник испытывает потрясение от икон Андрея Рублева и создает ряд работ-"посвящений" русскому иконописцу, которые демонстрирует на выставках "Посвящение Андрею Рублеву" (в Трамбле) и "Андрей Рублев" (в Париже). В Инженерном замке эта серия представлена "Большим триптихом для Андрея Рублева" (1973), состоящим из трех крупноформатных полотен.

После смерти Пабло Неруды появляется новая серия – дань памяти и уважения знаменитому чилийскому поэту, – при создании которой Кийно совершенствует технику "смятого холста". В результате, в 1976 году в Париже проходит выставка "Стелы для Неруды", а в 1980 Кийно представляет на венецианском биеннале свой "Театр Неруды", вызвавший бурную реакцию прессы. На выставке в Инженерном замке присутствует одна из "стел" – "Стела радости, #43 из серии "Стелы для Неруды"" (1976).

Знакомство с Анджелой Дэвис, повлекло за собой открытие выставки "Посвящение Анджеле Дэвис и братьям Соледад". На выставке в Русском музее представлены две работы серии с одинаковым названием: "Идущая женщина (Посвящение Анджеле Дэвис" (1975). С Анджелой Дэвис все эти годы Кийно активно сотрудничал.

В 1983 году проходит выставка "Вариаций на бронзовые скульптуры Риаче" в Италии. Эта серия была выполнена Кийно в 1981 году по некоторым фотографиям в журнале, которые произвели на него сильное впечатление. Сами статуи художник увидел лишь несколько лет спустя в Музее Реджо в Калабрии и снова испытал сильное впечатление от них. Это две греческие статуи из бронзы, датирующиеся V веком до н. э. Одна изображает молодого атлета, другая – атлета более зрелого возраста. В Русском музее эта серия "Вариаций" представлена наиболее подробно и включает и графические работы, и фотографии.

Одна из последних серий Кийно была показана на выставке в Монпелье 2005 года. "Вариации на "Жар-птицу" Стравинского" и работы, посвященные русскому композитору, присутствуют на выставке в Русском музее ("Вариации на "Жар-птицу" Стравинского", 2003-2005, "Весенняя серия, Посвящение Игорю Стравинскому", 1988, "Большой триптих к "Петрушке" Стравинского I" и др.).

Несмотря на постоянное обращение к творчеству других мастеров, Кийно ни в коей мере не копирует их, не создает некий "вторичный" продукт. Сам художник часто называет свои произведения "Hommage" (от фр. hommage – почтение, дань уважения). В этой омажности Кийно – выражение его глубоко личного восприятия классики и современности. Творчество известного французского художника пока малоизвестно в России, и выставка в Русском музее – первое знакомство отечественного зрителя с произведениями Ладисласа Кийно.

Выставка Ладисласа Кийно будет работать до 27 ноября.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz