28.11.06  "Исчезающая реальность" в Мраморном дворце


Татьяна Назаренко является одним из наиболее ярких и значительных представителей искусства России рубежа ХХ - XXI веков. В ее творчестве нашли воплощение самые важные тенденции развития искусства 1970-х гг., в дальнейшем вдохновившие мастера на поиск новых выразительных средств, продолжающийся и по сей день.

Татьяна Назаренко родилась в Москве и с 1962 по 1968 гг. училась в МГХИ им. В.И. Сурикова. С 1966 года начала участвовать в выставках, а в 1969 году стала членом Союза художников СССР. Сейчас она является членом президиума Российской Академии художеств, руководит мастерской станковой живописи в художественном институте им. В.И. Сурикова. Татьяна Назаренко - Заслуженный художник России (2002). Она заявила о себе как о сложившемся и самостоятельном живописце в самом начале 1970-х годов, представив на молодежной выставке работу исторического жанра "Казнь народовольцев" (1972), отмеченную премией Московского комсомола.

Уже в первых своих полотнах Назаренко вступает в противоречие со многими традициями и принципами "сурового стиля", господствовавшего в искусстве конца 1950-х - начала 60-х годов. Одним из главных отличий нового искусства является широта интересов и художественных пристрастий "семидесятников", их стремление восстановить утраченные связи с мировой культурой.

Однако вместе с тенденцией открытости в стране по-прежнему существовала мощная система государственной опеки. В области культуры и идеологии власть, отказавшись от репрессивных мер и расправ, обратилась к более цивилизованным способам борьбы с инакомыслием. Время "наружного рабства и внутреннего раскрепощения" проявилось в творчестве Назаренко идеей камуфляжа. Художница стала ориентироваться на "своего", понимающего зрителя, включенного в процесс обновления страны. Она стремилась любыми способами донести до зрителя "константы бытия", противопоставляя реально протекающей жизни статику вневременного. Эта тенденция спровоцировала обращение художницы к истории и в ее творчестве обозначилась новая ось координат - память.

Историческая тема является ведущей в творчестве Татьяны Назаренко. Полотна Назаренко этого жанра в первую очередь роднит единство в выборе сюжетов, вневременных и трагических. Пользуясь открывшейся в 1970-е годы перспективой запечатлеть собственное видение исторических событий, художница обращается к мотивам мученичества ("Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (1975), "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980). Как утверждала сама Назаренко, в этих полотнах отражены ее размышления о "трагедии личности в жестких условиях выбора пути, об осознании человеком долга, об ответственности перед своей совестью". Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что эти картины представляют собой завершенный цикл работ.

Для искусства Назаренко, особенно раннего периода, характерно тщательное вглядывание, углубленное исследование современников. Она пишет ряд работ с "говорящими" названиями "Мои современники" (1973), "Гости в общежитии" (1975), в которых создает портрет поколения 1970-х.

В 1980-е годы Назаренко продолжает работать над образом современника. Она создает ряд холстов, где главной темой становится тема одиночества. Создает полотна, не связанные, казалось бы, с историческим сюжетом, но объединенные единой трактовкой времени. В этих картинах живут люди, зачастую представляющие саму историю, являющиеся ее частью. Тема связи времен становится излюбленной темой художницы и через образы своих героев она стремится ощутить и себя в историческом потоке.

С самого начала 1990-х годов художница ведет постоянный эксперимент. Бытовой жанр обретает в ее творчестве не только иное истолкование, но и оказывается представленным новыми художественными формами. Публицистическая активность художницы ярко проявляется в таких работах, как серия литографий "Люди-звери" (1995), инсталляция "Переход" (1996), "Московский стол" (1998), проект "Памятники Татьяны Назаренко" (1999).

Невозможность самоидентификации, ощущаемая сегодня каждым из нас, требует нового взгляда на прошлое. Культивируя музейные ценности, художница стремится сохранить свою идентичность, прослеживая связь истока с современностью (полиптих "Вне времени" (2001).

Тема "исторической памяти" пронизывает все творчество Назаренко: от больших, почти монументальных композиций ("Казнь народовольцев"), через лубочную многоречивость "Восстания Черниговского полка" и публицистическую манеру "Пугачева" к социально-бичующим работам середины 1990-х годов и, наконец, к остросовременным картинам последнего пятилетия. Опираясь на традиции мировой культуры, обращаясь к наследию Пьеро делла Франческа, Карпаччо, Яна ван Эйка, Брейгеля, Назаренко отражает внутреннее состояние человека сегодняшнего дня.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz