14.02.07  Проект «Имя собственное» в БИКЦИМ Библиотеки им. В.В. Маяковского. 12 февраля - 2 марта 2007 г.


Фотограф Игорь Лебедев представляет молодого автора

Екатерина Зимина "Les Metamorphoses"

12 февраля - 2 марта 2007 г.

Открытие выставки - 12 февраля в 18.00

ПОРТФОЛИО-РЕВЮ - с 18.30. На открытии каждой выставки молодые фотографы могут показать свои работы кураторам ФотоДепартамента и известным фотографам.

Игорь Лебедев о выставке Les Metamorphoses

"В фотографии трудно придумать и сделать что-
то новое, но это не мешает все большему
количеству молодых, талантливых людей вставать
в ряды ее почитателей".
Игорь Лебедев

Мы познакомились с Екатериной Зиминой в 2005 году, когда она записалась на курс практической фотографии Смольного института Свободных искусств и наук СПбГУ, преподавателем которого я являюсь. С этого момента, наблюдая за развитием молодого автора, выбравшего фотографию в качестве главного увлечения, я сталкиваюсь с постоянным желанием автора совершенствовать уровень своих знаний и практических умений. На протяжении всего 2006 года в работах Екатерины был заметен качественный скачок, основанный на изменениях в ее отношении к фотографическому образу и в понимании силы его воздействия на зрителя. Стремление к анализу окружающей жизни привело её к созданию нескольких серий. В них фотография не столько играет роль красивой картинки, сколько, и прежде всего, заставляет задуматься о проблемах современного мира.
Первая персональная выставка Екатерины в выставочном проекте "Имя собственное" это замечательное по красоте и актуальности исследование изменений происходящих с публичными имиджевыми образами в пространстве современной культуры.

Для того чтобы понять оригинальность этого исследования, стоит обернуться и посмотреть на то, как развивалось это направление фотографии у предшественников.

Само название серии "Les metamorphoses" отсылает нас во Францию где в конце 19 века французский фотограф Эжен Атже (Eugene Atge) методично, квартал за кварталом, снимал безлюдные улицы Парижа "фиксируя места преступлений" (В. Беньямин). Где доказательствами становились мало заметные улики, разбросанные по стенам и мостовым в виде царапин, трещин, обрывков афиш и другого мусора. И не случайно первой фотографией в серии Екатерины Зиминой стала смятая листовка с портретом человека, лежавшая в опавшей листве, замеченная внимательным взглядом автора в качестве доказательства эстетического существования образа. Существования, даже после его выхода из бытового употребления.

В дальнейшем тему исследования уличного пространства и происходящих в нем изменений, продолжил другой французский фотограф - Брассаи (Brassai). Его серия "Graffiti" начатая в 1930-х годах, уже напрямую фиксировала следы действия природы и человека, оставшиеся на поверхности парижских стен. Он выхватывал из бесконечного потока стремительной парижской жизни отбрасываемые ею нестойкие образы и закреплял их на своих фотографиях в виде абстрактных композиций и карикатурных портретов. Выступая с одной стороны, как документалист, а с другой -- как художник, он впервые в истории фотографии осмысленно и полно зафиксировал артефакты, превращая их авторским взглядом и кадрированием в собственные произведения. Фотографии Брассаи привлекали внимание зрителей к мало заметным, из-за бесконечного наслоения быстро меняющимся, ,картинам уличного не ангажированного искусства, где каждый житель Парижа неосознанно и поневоле участвовал в создании культурного пространства.

С такой же внимательностью относится к окружающему миру и происходящим в нем мельчайшим изменениям Екатерина Зимина. Тонко чувствуя пролегающую между красивым и некрасивым границу, она фиксирует в своих работах метаморфозы современной эстетики плакатного человека, мало заметной нам из-за темпа жизни.
Время между двумя мировыми войнами становится для фотографии переломным. В этот период в фотографию приходит много художников ищущих возможность "нового видения", позволявшего посмотреть на возможности фотографии с другой стороны. В этот период возникли новые фотографические техники - такие как фотоколлаж, фотограмма (одним из изобретателей фотоколлажа был берлинский дадаист Raul Hausmann). Усилиями художников, использующих фотографию для создания своих произведений, фотоколлаж быстро развивался, что в свою очередь, привело к тому, что сразу после второй мировой войны (в конце 1940-х годов) стало популярным, фотографировать естественным образом возникающие коллажи, сложившиеся из наслоения афиш и объявлений на афишных тумбах, стенах и заборах. В этих работах главным элементом, как правило, становился текст и лицо человека. Позднее такие снимки все чаще выполнялись в цвете, привлекая авторов яркими цветовыми пятнами. Наибольшую популярность это направление получило в 1960-х годах, особенно в Германии и Чехословакии. Не смотря на распространенность таких работ, они редко складывались в серии, т.к. авторы неспособны были перевести свою работу в социальный контекст.

В это же время художники начинают использовать в своей работе технику деколлажа, основанную на осознанном составлении работ, по сути копирующих случайно возникающие наслоения рекламных материалов. В этих работах центральное место также занимало лицо человека. В отличие от фотографов, в деколлажи художников всегда закладывался тот или иной контекст, оправдывающий создание работы.

Как считает Екатерина основой для создания ее серии как раз и послужили деколлажи. И действительно - то, что запечатлено на ее работах, во многом их напоминает. Прежде всего, способом воздействия на первоначальное изображение. Отрывание, заклеивание, процарапывание, закрашивание, отпечатывание: это только краткое перечисление способов воздействия на плакаты, изображающие людей, а результатом воздействия становится разрушение старого и создание нового изображения, несущего в себе сильный эмоциональный, эстетический и смысловой посыл. Этот посыл и позволил автору, не используя дополнительных технологий, создать работы позволяющие произвести визуальное исследование изменений плоскости человеческого лица.

Таким образом, продолжая традицию европейских фотографов, Екатерина Зимина создает новую точку зрения на метаморфозы, происходящие в процессе образования культурного слоя. Но этим значение её работ не исчерпывается. Ежедневно сталкиваясь с образцами имиджевой рекламы, поневоле задумываешься, почему изображения одних людей страдают сильнее и быстрее, чем другие, которые как будто защищены от силовых воздействий. Рассматривая фотографии Зиминой, каждый может попытаться найти ответ и на этот вопрос, становящийся в современном обществе наиболее актуальным в период выборов.

Игорь Лебедев

Екатерина Зимина о выставке Les Metamorphoses

                                                      "Нынче хочу рассказать
                                                       про тела, превращенные в
                                                       формы Новые".

                                                        Овидий. "Метаморфозы"


Серия началась в Италии и задумывалась изначально как исследование плоскости человеческого лица. Меня заинтересовали его возможные и невозможные искажения в пространстве и во времени.
Первой фотографией стал портрет, изображавший колоритного мужчину с предвыборной листовки, найденной на земле и затерявшейся в опавшей листве южного кипариса. На скомканном, то ли временем, то ли человеческой рукой листе, был портрет, завораживающий своей искаженностью, непохожестью на свой прототип. Исказилось все. Улыбка на лице сползла вниз, в тень трещины бумажного слоя, полностью изменив выражение лица. Цвет от времени приобрел характерный синеватый оттенок, наделивший изображение странным ощущением долгого хранения в фотоальбоме. Да и сам контекст места, контекст города накладывал определенную рамку.
Именно этот контекст - взаимодействие города с изображением и заинтересовало меня в дальнейшем. И привело к продолжению исследования - уже в Петербурге. Большой город с желтыми стенами встретил меня невероятно большим выбором эстетических и социальных контекстов.

Его стены, без сомнения богатые на визуальные образы и скрытые изображения плоскости. Они словно другая реальность, двухмерная искусственная, но не уступающая трехмерной городской по скорости и интенсивности протекающих в ней изменений.

Техника, используемая в моей работе напоминает технику деколлажа, существовавшую в 1960-е годы во Франции, но она почти противоположна классической, т.к. смысловые акценты расставляются не при помощи цвета, а при его отсутствии. В работах известных мастеров этой техники (Mimmo Rotella, Jacques Villegl?, Fran?ois Dufrene) существенную роль играл контекст, в который попадал человек. Он всячески подчеркивался и модифицировался, тем самым, оправдывая присутствие человеческого или нет. В моих же работах, человек сам есть контекст, а плоскость его лица и есть плоскость его обитания. Всё, что происходит в этой среде, все изменения и метаморфозы, я и описываю.

Помимо природно-эволюционных искажений, которые происходят с плакатным человеком, я привнесла свои, искусственно внесенные, но чудесным образом наложившиеся на уже имеющиеся слои. Царапины и подтеки, полосы и отпечатки пальцев - всё это еще больше подчеркивает многослойность, присущую настенной живописи. Слои понемногу счищаются, открывая уникальную и оригинальную поверхность стены.
На границе этих плоскостных смещений город получает безумно богатые визуальные архивы.

Зимина Катя

Санкт-Петербург, Невский пр., 20

БИКЦИМ Библиотеки им. В.В. Маяковского


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz