Философия фотографии


Известно язвительное замечание Фридриха Шлегеля: «В том, что называют философией искусства, отсутствует обычно одно из двух: или философия, или искусство». Кроме того, широко распространившиеся «философии» фирмы, сельского хозяйства, вождения автомобиля поневоле вызывают вполне оправданный скепсис при виде столь безапелляционного названия. Не совершает ли автор медиа-ошибку, так безоглядно вынося на обложку свою «Философию фотографии»?

На питерской арт-сцене Валерий Савчук — проверенный боец. Философ и теоретик актуального искусства, он с успехом участвует как в местных, так и в международных проектах то в качестве художника, то в модусе куратора. От автора «Конверсии искусства» и «Режима актуальности» скорее ждешь интеллектуального подвоха или художественной провокации. И то сказать: что у других прозвучало бы диссонансом, у Савчука исполняется как наживка, с готовностью заглатываемая и восторженными неофитами, и умудренными современного искусства ведами.

Mediam tenuere beati — середину заняли блаженные, — заметил бы суровый римлянин. Но дело тут не в этом. Автор «Философии фотографии» не забыл Шлегеля и не игнорирует философских монстров, — он с них начинает. Но книга, невзирая на степень и без скидок на вечность, заденет оба склоняемых сословия. И будет тем более захватывающей, коль скоро за обещающим названием скрывается именно философия и именно фотографии.
Фотография сегодня стала равноправным произведением искусства и столь же равноправным товаром арт-рынка. Так, всю ее притягательность демонстрирует недавняя акция известного нью-йоркского фотографа Спенсера Туника в Ньюкасле, когда около 1700 мужчин и женщин разделись догола (в 4 утра по местному времени) для того только, чтобы стать объектом инсталляции «Naked City». Но для философа это скорее признак или симптом. «Интерес к фотографии — реакция на изменение мира, его фундаментальной метафоры — картины мира, его способа описания». Обоюдный еще со времен Ницше и Шопенгауэра интерес философов и фотографов дает пространство для осмысления того, что философская мысль, пройдя через ряд радикальных поворотов, тематизированных как онтологический, лингвистический и, наконец, иконический, «уже не может выйти за границы визуального образа, поскольку за картиной всегда уже стоит другая картина, а за образом — другой образ. Вместо бытийного измерения мы оказываемся перед бесконечной глубиной образа».

Теперь мыслитель как бы находится в новой позиции — «позе логоса». И бесконечная вереница визуальных объектов, отсылающих только к таким же объектам, требует от носителей понятия нового взгляда, особой выдержки. «Признав то, что визуальный образ уже не отражает, но сам является реальностью, единственно доступной человеку и действительно воздействующей на него, мы вынуждены признать, что бытие образа совпадает с бытием как таковым. Анализ фотообраза как условия и фундамента реальности сегодня совпадает с вопрошанием о бытии сущего как такового, то есть с онтологией». Поэтому кантовский вопрос, как возможна философия фотографии, переворачивается пониманием того, что сегодня невозможной оказывается только философия без фотографии.


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz