24.08.07  Р.Шаламберидзе. "Письма к Богу". Спб. 30.08.2007-09.09.2007.


Арт-Центр "Пушкинская-10" и галерея искусств "ASA ART" приглашают Вас посетить персональную выставку Роланда Шаламберидзе "Письма к Богу", которая будет проходить в Большом зале выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников по адресу:

СПб, ул.Б.Морская 38
с 30 августа до 9 сентября 2007г.

Для журналистов и искусствоведов вернисаж - 29 августа в 18.00.
На закрытии выставки 9 сентября в 17.00 - музыкальный перформанс совместно с Борисом Бардашем. Вход на перформанс - свободный.

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

Художник,  стремясь выйти к первоосновам творчест-ва, подходит к магическому управлению энергиями при-родных стихий и субстанций.   Классический модернизм в лице К. Малевича, И. Бойса, Д. Кейджа всегда шел на прорыв именно в этом направлении. Лестница в небо начинается с самого банально земного – выделений - все превращает в «краски» Роланд Шаламберидзе. На этом уровне пища и политика, личное и коллективное, мысли и материя, - все сливается в глобальный орна мент. И в этом смысле - творчество Шаламберидзе опирается на не совсем земные начала.
Андрей Хлобыстин,Искусствовед, главный научный сотрудник. Музея нонконформистского искусства 

«От абстрактной визуальности к концепту абстракции – так можно лаконично обо-значить творческий путь художника Роланда Шаламберидзе, который  работает в знаме-нитом Арт-Центре «Пушкинская-10» с момента его зарождения. Я не помню, чтобы за по-следние 18 лет своего творческого пути Роланд останавливался бы в развитии художест-венного мышления.»
Сергей Ковальский, художник, президент Арт-Центра «Пушкинская-10»      
         
      *  *  *
«Как известно, отмеченный видением талант, когда он заключен в человеке, как в сосуде, нередко находит свой выход во многих областях искусства. Поэтому, начав рас-сказ о Роланде Шаламберизде, его нужно продолжать уже сразу во многих направлениях: в изобразительном искусстве, музыке, перформансе, литературе, кино… и в жизни.


Картины Роланда Шаламберидзе, подписанные «Shal”, кроме других достойных залов и собраний, экспонируются в Государственном Русском музее, что для отечествен-ного современного художника считается одной из высших границ признания. Его музы-кальные выступления также пользуются большим успехом: к примеру, во время концер-тов Роланда и Николая Судника в Германии в зале Оперы Дрездена публика  аплодирова-ла, стоя. Свою музыку Роланд чаще всего исполняет на инструментах личного изобрете-ния и изготовления, неизвестных прежде форм  и звучаний. Специалисты давно уже при-глядываются к этим инструментам, которые, будучи выставленными на сцене до выхода музыкантов, уже воспринимаются как художественная инсталляция и  могут быть экспо-нированы сами по себе.

В литературе Роланд – философ, но безо всякого видимого философствования или рассуждения, а вследствие некоего изначального знания, выраженного не столько словом, но и посредством интонации или точной расстановки акцентов.

В последние время Роланд  увлекся видео, преформансом и акциями. Причем, в си-лу изобилия идей, он успевает воплотить далеко не все: многие проекты существуют лишь в эскизах, не теряя, впрочем, своей актуальности.

По каждому из вышеперечисленных направлений искусства можно привести са-мостоятельный глубокий анализ творчества Роланда Шаламберидзе, что, вероятно, - дело будущего. Настоящий же рассказ предполагает лишь обозначение векторов - горизонталь-ных составляющих его поисков. Но стоит все же заметить, что творчество Роланда в це-лом всегда отличала не столько способность в максимальном объеме выявить полноту красок игры природы, свойственная южному человеку, как - спокойствие духа и твердая рука, способные эти страсти и стихии сдержать.

В средствах выражения он не скуп, но сдержан, особой сдержанностью, можно сказать, «здравого смысла»: из возможного многообразия он выбирает только необходи-мые звуки, буквы, краски и жесты, оставляя прочие невостребованными. Иначе говоря – не использует лишнее.

В юности Роланд значительно преуспел в фигуративной живописи, но вскоре оста-вил повествовательность, полностью посвятив себя абстрактному экспрессионизму. За-воевав же известность и имя в этой области изобразительного искусства, он, неожиданно для многих, отказался от своей палитры, оставлив для выражения лишь три краски: бе-лую, черную и зеленую, позже – только две. Больше ему было уже не нужно. В это трудно поверить, но успех пришел опять и даже превзошел предыдущий. Впрочем, сам Роланд, этого, кажется, не заметил, поскольку взгляд его был обращен всегда в направлении жиз-ни – вперед.

Отдельный и малоисследованный предмет творчества Роланда  это – география его жизни: сначала, разумеется, - Грузия, потом - Россия, Германия, Америка и снова Россия.  Он воплощает свои художественные проекты в той части планеты, с которой в данный момент наиболее созвучны  и соразмерны его работы.

В 90-е  Роланд жил и работал  в Петербурге «на Пушкинской», но также был хоро-шо известен  в Германии благодаря многим выставкам, которые проходили там в самых разных галереях и альтернативных местах. И вот, наконец, в Германии Роланду предло-жили «ВСЁ». Дело было в начале «Перестройки», когда слово «заграница» значило для россиянина больше, чем многое, а горькие плоды  опыта иммиграции виделись еще цве-тами.  Роланд, совсем не торопился ухватиться за эту соломинку и не то, что бы тянул с решением, а кажется, даже просто забыл и так никуда не поехал.

Потом случилась - Америка, и если конкретнее – Нью-Йорк – город, по разным причинам, но потрясающий каждого. Они очень подходили друг другу, Роланд и Нью-Йорк: масштабом, энергией, своими неисчерпанными возможностями.  Даже не удивляет, а как-то вытекает из особенностей личности Роланда сам собою тот факт, что вид на аме-риканское жительство – заветную «зеленую карту» - ему выдали нетрадиционным спосо-бом: не по национальному признаку -  как бедной сироте или гонимой народности - и да-же не через брак, а достойно и просто - как художник: по номинации “excellent in spe-ciality”.

Роланд много работал в Нью-Йорке, в основном, в области живописи, перформан-са, фотографии, но потом, зачем-то ненадолго приехав в Россию, увлекся новыми проек-тами и окончательно забыл время. А американская виза,  как известно, требующая посто-янного внимания, ухода и удобрения в виде новых справок или дополнительных подпи-сей, между тем, словно комнатное растение в горшке оставшись без хозяина, как-то ссох-лась, скособочилась и стала сама уже на себя не похожа.

Но это – культурная потеря Америки, шансы же наших соотечественников сопри-коснуться с творчеством Роланда Шаламберизде от этого только возросли. К тому же, ин-терактивностью способов его творческого выражения создается некий «гипертекст», по-зволяющий читать нам его на любом из языков искусства, таким образом, приближаясь к нему не через одну, а сразу через многие двери восприятия.» Людмила Воронцова/Меланья, куратор многих проектов «Арт-Центра»


Справка:
Работы Роланда Шаламберидзе находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Центрального Выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург), Государственных музев Иркутска, Томска, Modern Arts Cinema Paris, в  коллекциях Нортона Доджа (США), Род-жерс Университета (США), Унивенситета Лос-Анджелеса (США), а также в других, Государственном музее Кении, а также в частных коллекциях:  «T&T Kolodzei” (Москва- Нью-Йорк), Германии, США, Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Норвегии и т.д.


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz