10.09.07  "Путь к мастерству". СПб. РАХ. 08.11.2007.


Выставка «Путь к мастерству: европейское и русское искусство XV – начала XX века» из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств является одним из мероприятий, посвященных 250-летию Российской Академии художеств.

Она будет проходить с 8 ноября 2007 года в Парадных залах Научно-исследовательского музея РАХ в Петербурге

(Университетская наб., 17. Телефон: (812). 323-64-96).

Задачей устроителей выставки было показать путь русских художников к мастерству на примерах учебных работ воспитанников Императорской Академии художеств XVIII - начала XX века, а также представить работы европейских мастеров из фондов этого старейшего художественного музея. Именно рисунки, картины, скульптуры и гравюры художников итальянской, французской, немецкой, голландской и фламандской школ играли очень важную роль в учебном процессе  и являлись образцами для молодых живописцев и ваятетелй. 

Самым ранним произведением русской живописи является «Похищение Европы» (1789) – прекрасная копия одного из корифеев отечественного искусства Г. И. Угрюмова. Она выполнена с оригинала блестящего венецианского колориста Паоло Веронезе, находящегося в Пинакотеке Капитолия в Риме, во время пребывания в Италии в качестве «пенсионера» Академии художеств. Угрюмов, учившийся в петербургской Академии на стипендию И. И. Бецкого, в «вечном городе» продолжал занятия рисунком и живописью во Французской Академии, в Академии св. Луки. Несомненно большой след в формировании  его творческой личности оставило знакомство с выдающимися художниками, работавшими в Риме: П. Д. Баттони, А. Кауфман, Я. Ф. Хаккертом. По возвращении на родину, Григорий Иванович начинает преподавать в alma mater, становится  академиком, затем профессором, а с 1820 г. – ректором по живописи. 

Гравюры «Ревека у колодца» (1794 г.) В. И. Иванова и «Тивольский водопад» А. Ф. Брейтгорна дают представление о былом богатстве картинной галереи Академии художеств. Их особая ценность заключается в том, что обе связаны с именем И. И. Шувалова. Первая  выполнена с живописного оригинала И. – К. Лота, в 1758 г. переданного И. И. Шуваловым Академии художеств, а  «Тивольский водопад» - с живописного оригинала Х. – В. – Э. Дитриха, находившегося до 1922 г. в исторической коллекции музея как дар И. И. Шувалова. Автор гравюры в 1824 г. был удостоен малой золотой медали и звания художника. Другими примерами резцовой гравюры являются произведения: А. Ф. Березникова, ученика С. Ф. Иванова и И. Клаубера - «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» с гравюры И. Древе 1707 года (с живописного оригинала А. Куапеля); А. Ф. Шеймана, ученика И. П. Пожалостина, вырезавшего с гравюры Х. Гольциуса  «Плутона», принесшего ему в 1888 г. малую серебряную медаль.  С историческим академическим собранием связан и оригинал Х. – В. – Э. Дитриха, с которого в 1769 г. А. П. Екимов выполнил в черной манере «Старушку в турецком уборе». Картина немецкого мастера, очень ценимого и часто копируемого в Императорской Академии художеств, в 1765 г. вошла в состав академической картинной галереи под названием «Старая еврейка».

Техника офорта представлена замечательными портретными работами учеников В. В. Матэ - В. В. Быковского «Портрет сэра Томаса Чалопера» 1894 -1898 гг. с оригинала А. Ван Дейка и Д. Д. Агафонова «Портрет Изабеллы Брандт» (не позднее 1907 г.) с оригинала П. П. Рубенса.    

Внимание посетителя привлекут блистательные рисунки А. П. Лосенко, приобретенные в 1776 г. у Г. Ф. Соболевского, двоюродного брата художника. Особым мастерством исполнения отличаются листы итальянского периода: сангины «Флора Фарнезе» и «Марк Аврелий» (обе – 1766-1767 гг., выполнены со скульптурных оригиналов). Один из лучших русских рисовальщиков XVIII столетия – П. И. Соколов, ученик Г. И. Козлова и Лосенко – представлен этюдами натурщиков, созданными в Италии в период совершенствования у знаменитого  П. Д. Баттони по завершении обучения в Императорской Академии художеств.  Академическая школа начала XX века нашла отражение в работах В. И. Шухаева – сангинах «Пляшущая женщина» (этюд к картине «Карусель») и «Натурщица» (этюд к картине «Сусанна и старцы») 1913 г., также исполненных в Италии.

Европейский рисунок отражает богатство собрания Академии художеств, жемчужинами которого являются листы Ж. – Б. Греза, Ш. - Ж. Натуара, члена Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже и директора Французской Академии в Риме. Блистательные «Голова старика» и «Голова нотариуса» – являются великолепными портретными этюдами к картине «Деревенская помолвка» Греза, экспонировавшейся в Салоне 1761 г.  Вместе с другими рисунками мастера, эти сангины были приобретены И. И. Бецким (будущим президентом Академии) в мастерской художника во время пребывания Ивана Ивановича в Париже. Из работ Натуара показаны «Натурщик сидящий» и «Старик перед распятием» - сангины из исторической части коллекции Академии.

В Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств русскую школу представят учебные этюды и эскизы воспитанников Академии художеств XVIII – ХХ вв., удостоенные различных премий и награждений. Рисунки М. Г. Бирюкова («Два натурщика» 1790, малая серебряная медаль), В. И. Албычева («Два натурщика» 1802, малая серебряная медаль),  К. П. Брюллова («Натурщик сидящий» 1817-1821, подаренный Академии П. П. Чистяковым), А. А. Варнека (натурщики, принесенные в дар почетным вольным общником Академии художеств А. И. Сомовым), листы А. Е. Егорова, А. И. Иванова, О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. Е. Маковского, В. В. Лебедева свидетельствуют о высоком уровне профессиональной подготовки в Императорской Академии художеств.  Живописные этюды дают возможность увидеть учебные натурные  постановки в разнообразных ракусах и в эволюции колористического решения - от лаконичных по цвету, исполненных в середине XIX столетия (А. Е. Корнеев «Натурщик стоящий» 1856, малая серебряная медаль, А. И. Корзухин «Натурщик стоящий» 1861, малая серебряная медаль, Н. А. Кошелев «Натурщик лежащий» 1862, большая серебряная медаль) до этюдов, написанных  в начале XX века открытым, чистым цветом (Б. И. Анисфельда,  Л. М. Евреинова, А. И. Савинова, А. П. Мочалова). В их решении нашли отражение пленерные искания. Интересно сравнить эскизы, получившие премии на экзаменах: в 1871 г. над темой «Смерть Ивана Сусанина» работали П. Б. Вениг (II премия) и А. А. Васильев (III премия).  Если Вениг построил композицию из нескольких фигур, поместив главный персонаж в центре холста, то Васильев изобразил на фоне пейзажа всего две фигуры, объединив их общим действием. Не вызывает сомнения, что оба молодых художника находились под влиянием сценического воплощения этого сюжета – в частности, оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Тематика эскизов, задаваемых профессорами, обычно ограничивалась библейскими сюжетами, реже обращались к русской истории. Во второй половине XIX века педагоги стали чаще выбирать мотивы литературных произведений. Необычен по тематике эскиз А. Е. Земцова «Кориолан умоляют мать, жена и сын пощадить Рим», написанный в 1881 г. на сюжет из трагедии В. Шекспира «Кориолан».  Работы А. А. Бучкури «Палач» 1904, ученика мастерской И. Е. Репина,   И. Г. Мясоедова «Поход минийцев» 1908, Е. М. Сотникова «Крестный ход» 1909 – выполнены студентами Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств на свободные, выбранные ими самими темы.
До создания программы на большую золотую награду, все ученики писали картины на малую золотую медаль. В задачу воспитанников входило изобразить одного или двух натурщиков, объединенных общим действием. Примером этого учебного задания является картина «Геркулес освобождает Прометея» Н. И. Тихобразова (1843 г.).

«Воскрешение дочери Иаира» - программа, за которую в 1871 г. В. Д. Поленов получил большую золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку для усовершенствования за границу и конкурсная картина «Капустница» Н. И. Фешина, принесшая автору в 1909 г. звание художника – вершины  художественного мастерства воспитанников Академии.

В разделе русской живописи экспонируются и учебные работы  К. Е. Маковского, А. П. Рябушкина,  Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, Н.К. Рериха – художников, внесших большой вклад в развитие русской школы живописи.

Европейская живопись XV-XIX веков показана на примерах картин тех мастеров, чьи произведения служили образцами для изучения и подражания в Академии художеств – Л. Джордано, А. М.А. К. Кауфман, Г. Ладзарини, Э. Ж. Вербукховена. Впервые в таком объеме будут экспонироваться работы из исторического собрания музея. Если «Альдобрандинская свадьба» (копия неизвестного художника XVIII в. с фрески римского мастера I в. до н.э.) была в 1805 г. подарена Академии Д. С. Бортнянским, то другие работы, в том числе «Переход реки со стадом» Я. Ф. ван Блумена, «Сражение» Х. Л. Левенстерна (?), «Распятие» неизвестного итальянского художника XVII века, «Развалины на скале, окруженной водой»  Д. Темпестино (?), «Поклонение пастухов» копия с оригинала Б.-Э. Мурильо неизвестного европейского художника XVIII столетия, «Всадник» М. Домисена – происходят из знаменитого собрания графа Н. А. Кушелева-Безбородко. После того, как картины и скульптуры, по завещанию Николая Александровича, в 1862 г. поступили в музей, для них были отведены залы на 2-ом этаже по 3-ей линии (сейчас эти помещения занимает Научная библиотека Российской Академии художеств).

В процессе подготовки экспонатов к выставке из фондов некоторые полотна старых мастеров, числившиеся в инвентаре музея как работы неизвестных живописцев, вновь обрели авторов. Это и «Всадник» М. Домисена (1823-?), и «Панно с вазой, собакой и зайцем» (1755 г.) кисти члена Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, директора Шпалерной мануфактуры в Бове,  главного инспектора мануфактуры Гобеленов Ж. – Б. Удри. Тщательное изучение, проведенное выдающимися  научными сотрудниками музея, позволяет  предположить, что «Обручение св. Екатерины» было написано отцом знаменитого Рафаэля, Джованни Санти, поэтом и художником. Небольшое произведение, выполненное на доске, оказавшееся в коллекции Музея Академии художеств в 1927 г., ранее находилось в собрании князя Орбелиани. Остальные произведения европейской живописи, хоть и не принадлежат к собранию Музея императорской Академии художеств, а поступили позднее, включены в состав выставки на том основании, что до 1920-х гг., судя по старым каталогам, работы таких художников, как Д. Пиола, Д. Тенирс, Г. Ладзарини, Г.-Ф. Ругендас украшали академическое собрание. В Академии было немало произведений фламандской, голландской школ подобных «Натюрморту с лимоном» неизвестного художника XVII в. круга А. Адриансена,   «Цветам» неизвестного художника XVII в., изображений бытовых сценок в тавернах.

Из картин, поступивших в 1920-1930-х гг. из национализированных частных собраний через Государственный музейный фонд, отреставрированы и впервые показаны зрителю «Мадонна с младенцем и жертвователем» неизвестного художника итальянской школы XV века,  «Амуры у жертвенника» неизвестного художника XVIII столетия круга Д. Пиоло старшего, «Вакх с амуром» неизвестного живописца французской школы конца XVIII – начала XIX в. и др.

Все вышеперечисленные произведения художников различных европейских школ служили в Академии художеств образцами, формировавшими эстетический вкус воспитанников. 

Архитектурная часть собрания представлена учебными и пенсионерскими работами воспитанников петербургской Академии художеств XVIII – начала XIX вв.

Одну из красивейших  частей коллекции составляют произведения, выполненные лучшими выпускниками Академии, отправленными на усовершенствование за границу. А. П. Брюллов, в 1821-1827 гг. изучавший последние достижения архитектурной мысли в Европе и посетивший Италию, Францию, Англию, Германию, в качестве отчета о своем пребывании за границей посылал в Петербург мастерски исполненные проекты реставрации публичных бань в Помпеях. Акварели К. А. Бейне с видами собора св. Софии в Константинополе, Парфенона, интерьера мечети в Кордове, деталей архитектуры, обмеры выдающихся сооружений древних зодчих  были высоко оценены Советом профессоров и переданы в академический кабинет эстампов. Позднее они составили коллекцию рисунков и чертежей архитектурного класса. В те же годы, что и Бейне (середина 1840-х) пенсионером Академии Н. Л. Бенуа  в Италии были выполнены обмеры дворца дель Подеста и церкви мальтийских кавалеров в Орвьето, церкви св. Петра в Тосканелле. В. А. Коссов, впоследствии проектировавший не только для столицы, но и для Москвы (часовня в память павших воинов на Лубянке и пассаж Попова), в годы пенсионерства, совместно с М. Е. Месмахером делали обмеры и собирали материалы для реставрации античного театра в Таормине на Сицилии.   В 1889-1890 гг. Ф. О. Богдановичем были выполнены обмеры мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, приобретенные Академией в 1891. Мастерством исполнения отличаются и акварели Г. Д. Гримма, созданные в Испании (Альгамбра), в Константинополе, Фивах, Каире в 1890-х гг. В собрании музея также хранятся произведения Н. И. Мартоса, Г. А. Косякова, Г. И. Котова, А. И. Кракау, В. А. Щуко и других, созданные в годы совершенствования и изучения архитектурных стилей, техники строительства не только в европейских странах, но и на Востоке – в Турции, Египте.

Все произведения, многие из которых показаны впервые, свидетельствуют о высоком уровне мастерства русских художников и о богатстве собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, чье 250-летие будет отмечаться в следующем году. 


В. – И. Т. Богдан, куратор выставки
Кандидат искусствоведения
Заместитель директора по научной работе
Научно-исследовательского музея РАХ


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz