26.09.07  "Путь к мастерству: европейское и русское искусство XV – начала XX века". СПб. 08.11.2007.


С 8 ноября 2007 года в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств проходит юбилейная выставка, посвященная 250-летию Академии художеств – «Путь к мастерству: европейское и русское искусство XV -  начала XX века» из фондов музея.


Выставка «Путь к мастерству: европейское и русское искусство XV – начала XX века» из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств является одним из мероприятий, посвященных 250-летию Российской Академии художеств.

В русском разделе - учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств XVIII - начала XX в. Рисунки,  живописные и скульптурные  этюды и эскизы, программы; архитектурные  проекты, удостоенные различных награждений, свидетельствуют о высоких достижениях художественной школы.

Обучение рисунку составляло основу подготовки будущего художника.  В экспозицию включены примеры всех видов заданий - рисунки натурщиков (А. М. Шелковников, малая серебряная медаль, 1796; В. И. Албычев, малая серебряная медаль, 1802; М. Г. Бирюков, малая серебряная медаль, 1790; К. П. Брюллов,1817-1821; А. Г. Варнек); рисунок с гипсового Аполлона Бельведерского (К. Б. Вениг, назначен в «оригиналы», 1848); рисунок драпировки (В. П. Верещагин, 1857 г., с распоряжением Совета профессоров оставить в  классах в качестве образца). 

«Пейзаж (На мощеной или на римской дороге)», 1790-х гг. С. Ф. Галактионова – пример штудии с гравюры, обязательного первоначального этапа обучения. Особую значимость разделу русского искусства придают листы будущих корифеев – В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, А. И. Иванова, К. П. Брюллова; известных мастеров второй половины XIX столетия – К. Е. Маковского, П. П. Чистякова.

Русская живопись представлена учебными этюдами, эскизами, программами академистов второй половины XIX века, получивших на экзаменах высокие номера, премии, серебряные и золотые медали. Помимо картины «Воскрешение дочери Иаира» В. Д. Поленова, удостоенного в 1871 г. за исполнение этой программы большой золотой медали, звания художника и пенсионерской поездки за границу для усовершенствования в живописи, показаны эскизы композиций В. П. Павлова («Иосифа продают братья купцам измаильтянам», 1 премия, 1891г.),  Н. И. Чичелева («Моисей источает воду из скалы» и «Встреча Соломона с царицей Савской» 1886 г.).

Период существования Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1894-1917 гг.), когда кардинально изменились принципы и методика обучения – отменены программы с обязательными сюжетами, существовавшая прежде система поощрений и наград, присуждение званий классных и неклассных художников и т. д. -  характеризуется учебными эскизами А. А. Бучкури («Палач. Казнь», 1904 г.), И. Г. Мясоедова («Поход минийцев», 1908 г.), Е. М. Сотникова («Крестный ход» 1909г.) и конкурсной картиной Н. И. Фешина «Капустница» 1909 г.), принесшей автору звание художника.    

Архитектурный раздел  включает в себя не только учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств («Проект маяка» (начало 1800-х) Д. М. Калашникова и работа Н. И. Мартоса по тому же заданию, «Проект павильона «Иордани» на Неве перед Зимним дворцом» (1850г.) Р. А. Гедике;  «Композиция из архитектурных деталей», за которую в 1841 г. В. Е. Стуккей получил малую серебряную медаль); но и исключительные по красоте и мастерству исполнения пенсионерские работы.  

Европейское искусство  XV-XIX вв. дает  представление о некогда очень богатой академической коллекции. История Музея Академии художеств в 1920-1930-е гг. сложилась очень драматично. Вследствие упразднения,  проведенного по инициативе учебного заведения (института, возникшего вместо Высшего художественного училища при Академии художеств), музей потерял наиболее ценную часть своего собрания, переданного в Эрмитаж, Русский музей и др. государственные собрания. На выставке показаны немногочисленные картины, рисунки и скульптуры из исторической коллекции Музея Императорской Академии художеств.  Имена  Г. Ладзарини Э. Вербукховена, Г. – Ф. Ругендаса  часто упоминались в дореволюционных каталогах Музея, однако   экспонируемые на выставке  картины («Софонисба принимает яд» Г. Ладзарини, «После сражения (Поле сражения)» Г. Ф. Ругендаса, «Овцы» Э. Вербукховена ) поступили гораздо позднее, в том числе через Государственный музейный фонд, из национализированных частных собраний (как, например «Обручение св. Екатерины» предположительно отца и учителя знаменитого Рафаэля, происходившее из собрания князя Орбелиани).

В ходе научной работы сотрудников и реставраторов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств был сделан целый ряд значительных открытий. В частности, установлено, что картина «Панно с вазой, собакой и зайцем» выполнена в 1755 г. Ж.-Б. Удри, членом Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, главным инспектором мануфактуры Гобеленов.

К произведениям исторической академической коллекции относятся «Альдобрандинская свадьба» неизвестного художника итальянской школы начала XVIII в. (копия с настенной античной росписи, подарена Академии художеств Д. С. Бортнянским в 1805 г.), а также отреставрированное к выставке полотно А. Кауфман «Узнанный Ахиллес» 1789 г. – парное к хранящейся в Музее картине «Спящий младенец Сервий Туллий». Обе были заказаны знаменитой художнице Екатериной II. 

От президента Императорской Академии художеств И. И. Бецкого в 1769 г. в Академию поступило великолепное собрание рисунков Ж.- Б. Греза – на выставке показано несколько блистательных портретных листов, выполненных французским мастером.

Из прекрасной коллекции картин графа Н. А. Кушелева-Безбородко,  завещанной им Академии в 1862 г., экспонируются  ранее не выставлявшиеся работы – фламандца Я. ван Блумена «Переход реки со стадом»;  «Сражение» Х. Л. Левенстерна, «Распятие» неизвестного итальянского художника XVII в., «Поклонение пастухов» - копия с оригинала Б.-Э. Мурильо неизвестного европейского мастера  XVIII столетия.

Все вышеперечисленные произведения художников различных европейских школ служили в Академии художеств образцами, формировавшими эстетический вкус воспитанников.

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17

Вероника Траяновна Богдан,
Куратор выставки,
Кандидат искусствоведения,
Заместитель директора по научной работе
Контактный телефон: 89219513299


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz