05.10.07  Открылись обновленные выставочные залы. СПб.


В Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств открылись 8 новых залов обновленной постоянной экспозиции «История русской художественной школы».

По сравнению с предыдущей, в нее включено большое количество живописных портретов. Так, в первом зале помимо возвращенного на свое место после выставки в Третьяковской галерее портрета графа П.Б.Шереметева ( генерал-аншефа и московского предводителя дворянства, почетного любителя Академии художеств) кисти И.П.Аргунова, включены портреты профессоров Академии: пейзажиста М.М.Иванова, 1818г., Я.А.Васильева; архитектора А.А.Михайлова, 1818 г., по проекту которого в здании Академии построена Чугунная лестница, а в саду – здание «Зоографического класса»,  изображенного П.И.Ремезовым в академическом мундире; скульптора Ф.Ф.Щедрина  французского живописца Б. Ш. Митуара, работавшего в России и изобразившего ваятеля с одним из его творений, 1813 г.

Третий зал дополнен работой С.С.Ершова (портрет пейзажиста М.Н. Воробьева, 1850 г.) и «Портретом А.И.Иванова работы И.С.Бугаевского-Благодарного, за который автор, ученик и друг В.Л.Боровиковского, в 1824 г. признан академиком. Вместе с портретами двух других выдающихся педагогов –  живописца А.Е.Егорова (кисти А.А.Васильева, 1845 г.) и скульптора В.И.Демута-Малиновского Г.А.Крылова, ученика А.Г.Венецианова, они существенно обогатили прежнюю экспозицию.

Раздел «брюлловской» Академии также изменился – программу Ф.С.Завьялова «Самсон разрушает храм филистимлян», получившую большую золотую медаль в 1836 г., сменила работа Ф.А.Бруни «Триумф Галатеи» - копия с оригинала Рафаэля, выполненная в 1827 году в Риме будущим профессором Академии художеств. Это одна из многочисленных копий,  подаренных Академии художеств Николаем I.

Вместо программы на большую золотую медаль П.П.Заболотского «Моисей источает воду из скалы» 1863 г. зритель имеет редкую возможность увидеть картину П.И.Церма «Скупой и смерть», за которую автор в 1857 году был удостоен звания академика. Рядом – полотно Г.К.Михайлова, ученика К.П.Брюллова, - «Мадонна, окруженная ангелами». Эта копия с оригинала Б.Э.Мурильо исполнена в 1854 году в Мадриде, где художник совершенствовался в искусстве.

Зал второй половины XIX столетия пополнился картинами В.А.Серебрякова, А.А.Киселева и В.Е.Савинского и учебным эскизом В.Г.Малышева на сюжет из русской истории.  В.А.Серебряков (1810-1886) – ученик А.Г.Варнека, исторический живописец и портретист, один из лучших копиистов, представлен одной из копий, выполненных в Италии в галерее Питти во Флоренции – «Положением во гроб» с оригинала Баччо дела Порта. Помимо программы на малую золотую медаль А.А. Киселева, написанную на сюжет  античного мифа об Аполлоне и Гиацинте (1884 г.), рядом экспонируется «Юдифь и Олоферн» (1889 г.).  Масштабное полотно писалось Савинским, учеником П.П.Чистякова, в Италии, подсказавшим Василию Евмениевичу этот распространенный библейский сюжет для картины, которая могла бы принести Савинскому звание академика. Картина была куплена за пять тысяч рублей  К.В.Осиповым, происходившим из московской купеческой семьи. Интересна дальнейшая судьба  произведения – в 1949 году ее обнаружили в одном из подмосковных домов, вмонтированной в стену и заклеенной обоями. Так как дом горел, холст сильно  пострадал. Когда работа попала к М.Т.Манизеру, скульптор передал ее в Музей Академии художеств.   

Экспозиция конца XIX  века также значительно расширена – вновь появилась «Атака лубенскими гусарами черкесов при деревне Хайдаркиой в кампанию 1877-1878 гг.» выпускника батальной мастерской А.Н.Попова. Существенное оживление в восприятие академических программ внесли полотна, связанные с процессом обучения в этом классе,  представленного в новом варианте экспозиции гораздо полнее, чем раньше. Прекрасный портрет живописца, руководителя баталистов, А.И.Зауервейда, выполненный в 1840-х его учеником Г.П.Виллевальде, дополнен учебными этюдами лошадей  А.Б.Виллевальде, П.О.Ковалевского, Б.Гембаржевского.

В последнем зале, посвященном Академии художеств конца XIX – начала XX века времен cуществования при ней Высшего художественного училища, демонстрируются учебные этюды, эскизы и конкурсные картины студентов мастерских И.Е.Репина, А.И.Куинджи, Д.Н.Кардовского и др. профессоров-руководителей.   Рядом с картинами Н.И. Фешина, Н.К.Рериха, Г.Н.Горелова, А.В.Ухановой, А.И.Савинова, представлены скульптурные изображения профессоров, преподававших после реформы 1893 года, а также замечательный портрет А.И.Куинджи работы И.Н.Крамского. Как и этюд «Натурщика с секирой» Н.К.Рериха (1897 г.), обе картины лишь временно включены в экспозицию «История русской художественной школы». По завершении ремонта в мастерской-квартире А.И.Куинджи в Биржевом переулке, они займут место на стенах этого отдела Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.   


Источник: Пресс-служба мероприятия


 

 
Hosted by uCoz