Боязнь вещи


«Понимаешь, — говорил мне мастер, — это «Черный квадрат» эпохи потребления. Представь себе ряды всяких банок с маслинами, консервированными ананасами, горы сыров, коробки с хлопьями и так далее. Стойки с йогуртами… Кстати, ты знаешь, что стограммовые пластиковые баночки с водкой в провинции называют „папин йогурт“? Ну вот. „Черный квадрат“ потому, что сахар — это белая основа, грунт картины. Черный хлеб — собственно, сама геометрическая фигура. Ну а водка — это лак, которым покрывается готовое произведение».

Я оценил остроумие идеи. Соединить потребление с творчеством стремятся ныне многие. Хотя шедевр Малевича, оставляющий свои следы в каждом сколь-нибудь продуманном, художественном процессе, уже изрядно поднадоел. Этого я, однако, не сказал и задал другой, бытовой вопрос: «А где будут вещи? В супермаркетах ведь продается куча всяких сопутствующих товаров». Художник задумался. «Вещи несколько выбиваются из моей концепции… Ничего, это будет продуктовый супермаркет!».

Художникам легко. Все, что не умещается в замысел, с легкостью отметается ради того, чтобы выпятить главное. Мне же вдруг подумалось, что в русском искусстве ничтожно мало вещей. И в XXI век мы входим налегке. За всю историю ХХ века трехмерные объекты, основанные на бытовых предметах, можно пересчитать по пальцам. В западном современном искусстве каждая вторая выставка построена на использовании вещей. У нас предпочитают красочный художественный язык. На 50-й Биеннале в Венеции павильон России назывался «Возвращение художника». Может быть, для иностранцев это и было каким-то особенным трендом, но у нас возвращаться с помпой художнику не обязательно, разве только в мастерскую — докрашивать.


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz