28.11.05  В поисках текстов городов


На этот раз тема фотомарафона — «Город/текст». Города — это не только Петербург, но и Париж, Дели, Нью-Йорк, Флоренция, Венеция... И все же решение куратора фотомарафона Дмитрия Пиликина сосредоточить творческую энергию фотографических сил в 2005 году именно на этой теме выглядит как несколько запоздалое эхо. Мы все-таки еще не успели опомниться и отдохнуть от навалившегося на нас пару лет назад 300-летия Петербурга, когда возможность «освоения» юбилейных денег сконцентрировала всe и вся на теме города.

Роскошная выставка Андрея Чежина и Людмилы Чежиной «Две Венеции», прошедшая в Музее нонконформистского искусства, в формате марафона выглядела несколько чрезмерной и помпезной. Венеция по воле авторов была засыпана песком и почвой, Нева превратилась в глиняную пустыню, а Петербург погрузился в воду так, будто ураган Катрина заглянул из Атлантики в наше мелководье. Людмила освоила различные техники наложения при печати серебряной фотографии и теперь применяет их с не меньшей изобретательностью, чем Андрей. Благодаря этим играм с изображениями у коней Клодта ноги «зазмеились», Петербург предстал как Град небесный, проступая сквозь облака, дворы-колодцы превратились в сводящие с ума симметричные картинки Эшера. Часть выставленных работ уже давно знакома зрителям, однако, в дополненном сериями Людмилы Чежиной виде, образы двух обреченных на погибель, но героически противостоящих натиску природы городов выглядят особенно внушительно и фундаментально.

Выставка Алексея Савкина «Людям, позолотившим ангелов» в галерее «ФОТОimage» близка романтической линии фотоискусства. В его чeрно-белых экспрессивных фотографиях петербургские ангелы из разных материалов предстали в разных позах и состояниях обветшалости-реконструкции, рождая ощущение их реальной драматической телесной жизни. Эта экспозиция отлично могла бы вписаться в проект «Две Венеции» продолжением темы «Град небесный».

Ася Немченок и Массимо Берсани показали нам свою «Точку встречи» в галерее «Navicula Аrtis». Ася снимала Флоренцию, Массимо — Петербург. Ася использовала ручную печать по желатино-бромсеребряному отпечатку с двойным мелированием и ручным нанесением текстов, Массимо делал снимки при помощи старинной русской фотокамеры, дающей широкие горизонтальные изображения. В результате сверху шли листы Массимо, снизу — работы Аси, похожие на старинные фотографии, и всe вместе создавало ощущение холодного скольжения по затeртым временем домам красивых, но рушащихся и смутных городов. Лишь письма Массимо и Аси друг к другу были тeплой реальностью, живой кровью диалога, спрятанной за визуальной серой кожей фотоснимков. При современных компьютерных спецэффектах того же качества изображений можно было бы достигнуть более лeгким путeм. Убедительность реальности фантазий подтверждалась мощными трудоемкими ретротехнологиями, служившими словно бы тяжкими якорями, тормозящими ход времени в нужном месте.

В Галерее экспериментального звука проходил показ фильмов о фотографии и фотофильмов. Жанр последних показался особенно перспективным, так как компьютерные и цифровые технологии делают создание фотофильмов легким, дешевым и доступным занятием. Среди прочих работ такого толка вдохновляюще воспринимались несколько шедевров — фотофильмы Криса Маркера, а также остроумные фотореконструкции утраченных кинофильмов «Пьянство и его последствия» А. Ханжонкова и «Держи вора!» А. Медведкина, выполненные Николаем Изволовым. Фильмы, собранные из чередующихся во времени фотографий, в сопровождении текста и музыки обладают какой-то повышенной энергетикой и силой эмоционального воздействия. Они относятся к кино как поэзия к прозе, в них заложен мощный заряд лаконизма и спрессованной визуальности. Вместо всей траектории движения можно оставить ее первую и последнюю точку — от этого смысл изображаемого заостряется, вступает в голый конфликт, быстрее доходя до сознания зрителя. Изволов в своих реконструкциях использует мерцание статичных фотографий, что придает им иллюзию своего внутреннего времени, приближает к кино, но сохраняет дистанцию, которую можно было бы назвать «позой монументальности». Фотографии в кино выглядят более монументально.


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz