20.12.05  Pусское искусство — на «других берегах»


Инаугурация выставки русского искусства во французской столице состоялась в присутствии супруг глав обоих государств — мадам Бернадетты Ширак и госпожи Людмилы Путиной. Основу экспозиции составили экспонаты из собраний Третьяковской галереи и Русского музея, а также Государственного исторического музея и еще доброго десятка музеев России. До 8 января — даты завершения показа — в Орсе проводятся интересные «сопутствующие мероприятия»: в Русском литературном кафе — чтения Пушкина, Достоевского, Чехова, Горького, Мандельштама, Ахматовой, семинары и конференции. В концертном зале звучит музыка Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича. Крутят ленты немого кинематографа.

...На фасаде Орсе — увеличенная до гигантских размеров репродукция полотна Н. Кузнецова «Праздничный день»: крестьяночка в паневе раскинулась в луговой траве, глядя в бледные небеса. Оригинал, естественно, красуется в залах, где вместо самого ликвидного товара — русского авангарда — на сей раз европейскому зрителю явлены уже не Кандинский и Шагал, чемпионы востребованности, а русское искусство XIX века, неожиданно бодро встряхнувшее публику. Перед входом — ежедневная давка: тысячи любителей «русской самобытности» терпеливо маются в бесконечно длинном хвосте.

Музей Орсе на берегу Сены, как известно, бывший вокзал. Именно в этом заброшенном вокзале без путей, во «храме на пару», в 80-е годы было решено разместить богатейшую коллекцию французской живописи второй половины XIX века. Импрессионисты, постимпрессионисты, пуантилисты, экспрессионисты — все здесь. И здесь же их справедливо забытые современники, создававшие ложноклассический стиль, который французы, злые насмешники, прозвали art pompier («пожарное искусство»): ведь у этих художников шлемы римских воинов в некоторых исторических или мифологических композициях выглядят как пожарные каски. И оттого в самой идее показа русского искусства того же отрезка времени есть своя кураторская логика — но и определенный риск. Поскольку не все стоит сопоставлять.

...Вращающиеся музейные врата мало-помалу пропускают истомленных ожиданием посетителей, и вот они, уже вполне довольные, прогуливаются под циклопическим стеклянным куполом музея, где и разместились в залах общей площадью примерно в 2500 квадратных метров около 500 экспонатов выставки, многие из которых появляются в Европе впервые. Здесь живопись, скульптура, графика, фотография… Полотно Левитана «Над вечным покоем», по странной прихоти организаторов открывающее экспозицию, и «Видение отроку Варфоломею» Нестерова, «Иван-царевич на сером волке» Васнецова, «Всюду жизнь» Ярошенко и сверхпопулярная репинская «Не ждали». А вот легендарные «Бурлаки на Волге» нынче не на Сене, а на Гудзоне. Сие хрестоматийное творение, которое первоначально планировалось послать в Париж, российская сторона все же отправила в Нью-Йорк. (На язык просится почти лубок: «В Орсейский музей / Тех же щей, / Да пожиже влей».)


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz