20.12.05  Под российским трехцветным флагом


Когда в 1950-е годы ультрасовременное здание нью-йоркского Музея Гуггенхайма было построено, оно вызвало у большинства горожан негативную реакцию. Спроектированное знаменитым основоположником «органической архитектуры» Фрэнком Ллойдом Райтом, по своему стилю здание совершенно не подходило к традиционному облику респектабельной Пятой авеню. В журнале «The New Yorker» появилась даже карикатура, на которой одна старушка спрашивает другую: «Как власти допускают такое в нашем городе?» Злые языки утверждали, что Райт любил архитектуру (преимущественно свою собственную) и недолюбливал живопись (всякую). Именно поэтому он спроектировал постройку с поднимающимися спиралью галереями, малопригодными для показа живописных полотен. У посетителей нового музея кружились головы, а у уборщиц пылесосы катились вниз. Но здание прижилось, как прижилась в Париже Эйфелева башня, и архитектура Ллойда Райта перестала людям кружить головы.

В течение нескольких десятилетий Музей Гуггенхайма слыл цитаделью абстрактного искусства. Однако жизнь сильнее идеи, сказал один умный человек, и абстрактная чистота музея не могла быть соблюдена вечно; в нее стали проникать элементы и фигуративного искусства: сначала поп-арт, потом — и многое другое… Здесь побывали выставки костюмов дизайнера Армани, керамики ацтеков, современных мотоциклетов и даже полотен популярного иллюстратора Нормана Рокуэлла, автора обложек журнала «The Saturday Evening Post». Одно только имя Рокуэлла производило на абстракционистов такое же действие, как Распятие на черта. Но, собранные вместе, как на шахматной доске, обложки Рокуэлла стали походить на «малтиплс» Энди Уорхола (разноцветные головы Мерилин Монро и Мао Цзедуна). Поистине, времена меняются.

И вот теперь — грандиозная выставка русского искусства, от древних икон до работ художников-диссидентов и нонконформистов. Характеризуя ее, директор музея Томас Кренц сообщил: «Мы гордимся, что можем показать наиболее полную из когда-либо виденных в Соединенных Штатах выставку русского искусства, более двухсот пятидесяти произведений с XIII века до наших дней, а также избранные и всемирно известные произведения западного искусства из Государственного Эрмитажа».

Не скрою, что, узнав о предстоящем открытии этой выставки, я усомнился в ее целесообразности: уж слишком широк охват. В наше время модными стали так называемые «блокбастер шоуз» — выставки с сотнями картин, — где зритель скоро утомляется и теряет «фокус». Тревожило меня и другое: европейские искусствоведы, ценя русскую икону и русский авангард, считают русское реалистическое искусство подражательным, повторяющим западные течения и не создавшим ничего нового. Американцы привыкли думать так же. Как будут они реагировать на дорогие русскому сердцу полотна?


Источник: НоМИ (http://www.worldart.ru)


 

 
Hosted by uCoz