Лики прошлого. Новая выставка Музея истории Санкт-Петербурга


Более двухсот изображений, более двухсот лет истории России, от петровской эпохи до предреволюционных лет. Произведения Антропова, придворной художницы Марии-Антуанетты Элизабет Виже Лебрен, главного создателя галереи 1812 года в Эрмитаже Джорджа Доу и множества других, часто неизвестных мастеров. Портрет - один из древнейших жанров изобразительного искусства. По одной легенде он появился на свет из тени, силуэта. Портрет - он дает возможность взглянуть прошлому в глаза, встретиться, вопреки естественному ходу времени, с людьми иных эпох. "Фамильную" галерею истории России открывают изображения первого императора России, Петра I. Из темноты картинного пространства на посетителей смотрят не менее темные глаза знаменитого царя дома Романовых. Растиражированные черты - они лишь оболочка для множества противоречивых образов созданных современниками и потомками изображенного человека. Этой участи не избежал ни один монарх или известный государственный деятель из тех, с кем можно встретиться лицом к лицу на этой выставке. Портрет-маска, портрет-символ. И в жизни, и на портрете они играли определенную роль, отведенную им происхождением и волей случая. Шелк, бархат, драгоценности, атлас они такая же характеристика, такая же составляющая живописного образа как жест или выражения лица. Проходит время. Наступает XIX век. За маской социального статуса теперь виден человек. Портрет Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола вмещает и официальное, декларируемое представление и прославление своего рода и тихую, интимную прелесть произведений эпохи сентиментализма. Дипломат, сенатор, писатель и переводчик, но на этом портрете мы видим, в первую очередь, изображение любящего отца. Чем ближе к ХХ столетию, тем больше и разнообразнее круг лиц, окружающих нас. Рядом с потомками героев портретов XVIII века: Романовыми, Шереметевыми, Долгорукими, Вяземскими появляются новые лица. Имена одних знакомы посетителям, другие нет, а третьи и вовсе затерялись во времени, нередко вмести с именем живописца. Из разрозненных портретов складывается мозаика общей картины русского общества предреволюционного столетия. Для стремящегося прочитать по лицам прошлого его историю, портрет неизвестной не менее важен, чем портрет императора. Миловидная и несколько легкомысленная дама с пахитоской в пестром платье и розами, подчеркнутая романтичность облика юной девушки или снисходительная улыбка пожилой дамы. Часто такие изображения больше говорят об эпохе, возможно в силу своей новизны, чем, например, знакомые по учебникам, многочисленным публикациям и передачам изображения графа Витте или Петра Аркадьевича Столыпина. На последних мы всегда смотрим как зрители. Но именно благодаря им, находясь среди портретов людей истории неизвестных, мы легко можем почувствовать себя частью их общества. В них уже не так чувствуются, пространство времени разделяющие нас. В портретах XVIII - первой половины XIX века принявшее облик тени, это пространство наполнившие. Наоборот здесь лукавый взгляд из-за плеча призывает нас следовать туда, в увлекательное путешествие по прошлому. Приходите на новую экспозицию Музея истории Санкт-Петербурга и совершите его. Двести портретов - двести страниц памяти, где велеречивая патетика искусства XVIII столетия пролог к утонченным рифмам Серебряного века. Прошлое не как список фактов и дат, а как собрание характеров, лиц, историй. Некоторые нам известны, другие мы домысливаем сами. Иногда используя лишь силу собственного воображения, иногда сопоставляя облик неизвестных, смотрящих на нас из золоченных рам, с литературными героями запечатленной эпохи. Так, что, каждый посетитель создает свой образ прошлого. Поблекшие краски картин обретают первозданную яркость и свежесть. И минувшие эпохи оживают, становятся ближе.


Источник: www.museum.ru (http://www.museum.ru)


 

 
Hosted by uCoz