Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Действие - это жест Кажущееся одинаковым движение, схваченное в один и тот же момент и с одней и той же точки съемки, не всегда создает одно и то же впечатление. Так, уловив в кадре кого-нибудь в момент того или иного действия, нельзя, однако, быть уверенным, что снимок удался. Попросите, чтобы тот, кого вы снимаете, повторил то же, что он делал минуту назад. Несмотря на то что все протекало вроде бы совершенно одинаково, на снимках может оказаться большая разница. Первый снимок будет, вероятно, более естественным, чем второй. Различие вызвано особенностями движения, ничтожньши, порой почти незаметными штрихами: незначительной разницей в положении тела, еле заметным движением руки, размахом шага и сгибом ноги, сжатыми губами, сдвинутыми бровями и т. д. И несмотря на то что все это почти незаметно, их незначительная разница может сильно влиять на результат снимка. Знание, понимание жестов — важный фактор фотографии, так как от него зависит содержание, естественность и настроение. Иногда бывает трудно уловить оттенки, которые нам в повседневной жизни говорят о мыслях и чувствах наших близких. Если бы вы совсем не различали их, то вам нелегко было бы общаться с людьми. Вы должны тренировать свою наблюдательность и внимание. Какие тут могут быть упражнения? Попробуйте хотя бы некоторые из рекомендуемых ниже. Впрочем, иногда достаточно и простых наблюдений над жизненными ситуациями и раздумий над ними. Упражнения же должны только усилить и обострить вашу наблюдательность, аналитичность, внимательность. 1. Присматривайтесь к людям, которые один за другим совершают какие-либо аналогичные действия: например, у кассы, около автоматов, на платформах, в магазинах, в парикмахерской. Попробуйте по разнице их движений определить особенности их характеров. Попытайтесь угадать их профессию, откуда они, какие впечатления в течение дня могли повлиять на их настроение. Рассуждения свои постарайтесь обосновать. 2. Некоторых, из наблюдаемых вами людей возьмите себе за эталон. Постарайтесь мысленно вжиться в их настроение, в мотивы их действий в обстоятельствах, которые вами выдуманы. Воспроизведите потом те же самые действия, которые раньше ваш «эталон» выполнял. Но вы никогда не должны преувеличивать, переигрывать. Обращайте внимание лишь на разницу жестов — вот лучшая мерка оценки. 3. Присматривайтесь к своим знакомым, с которыми вы повседневно встречаетесь, к тому, как они выполняют какую-либо простую, будничную работу — убирают комнаты, умываются, чистят зубы и т. д. Обращайте внимание на то, как разное настроение, чувства и внешние факторы влияют на их действия. 4. Постарайтесь скопировать некоторые из этих действий. Придумайте новые условия и настроения при выполнении их. Всегда старайтесь представить их себе так живо, как будто бы вы сами действительно все пережили. Всматривайтесь при этом в самые мелочи, отмечайте в них разницу и свои ошибки. 5. Поиграйте со своими друзьями в следующую игру: заметив у кого-либо интересный жест или движение, скажите ему «стоп», а он должен при этом тут же застыть на несколько секунд. Очень поучительно наблюдать, как естественность подавляется насилием, и видеть разницу между отдельными мгновениями.
|