Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Среда Мы подошли к очень важному вопросу: выбор среды и ее влияние на сюжет съемки. Каждое событие, каждое действие обусловлено какой-либо внутренней причиной. Ваш замысел должен быть соотнесен с нею. Известно, что с помощью преднамеренного несоответствия сюжета обстановке, среде, используя комизм или парадокс, можно добиться сильного эффекта. Это, однако, допустимо только в исключительных случаях. Если ваш снимок будет иметь внутреннюю логику и правдивость, если в нем не будет и тени фальши, наигранности, неправды, то он будет убеждать. Зрители очень чутки к каждой детали. Но вы как фотограф должны идти дальше них. Вы, подобно дирижеру, должны чувствовать и предотвращать малейшую фальшивую ноту в сложном ансамбле. Для этого необходимо иметь весьма развитые чувства, большой опыт и обладать острой наблюдательностью. Чтобы вы обрели некоторые навыки в сознательном управлении своей восприимчивостью, проделайте несколько упражнений. 1. Обращайте внимание на то, как среда, обстановка дополняют, влияют и, наконец, меняют настроение и характер людей, вещей и действий. Например, на поведение людей при еде в столовой, в ресторане, дома, на футболе, в театре и т. д. 2. Представьте себе, что то или иное определенное действие из привычной среды вдруг перенесено в другую — как бы оно под влиянием новых условий изменилось, стало неестественным или обрело новое содержание? Вообразите, например, что болельщик футбола вдруг оказался в театре. 3. Обратите внимание на то, чем отличается оснащение людей, совершающих, казалось бы, одно и то же действие,— например, снаряжение рабочего, едущего на велосипеде на работу, и спортсмена-велосипедиста, тренирующегося к соревнованиям, или семьи, едущей на велосипедах на воскресную прогулку, и т. д. 4. Задумайтесь, как один и тот же человек ведет себя в разной обстановке, как меняются его одежда, снаряжение, манеры, поведение (например, простой рабочий на производстве, в кругу своей семьи, на собрании, в доме отдыха, в театре и т. д.); 5. Постарайтесь представить себе, как выглядит то или иное место в разное время: например, улица утром, в обед, вечером; парк, когда сияет солнце, и при хмуром небе, летом и зимой, днем и ночью и т. д.
Всегда при фотографировании нужно помнить о том, что среда — это лишь дополнение к сюжету. Она должна быть подчинена ему. Она не должна ни отвлекать, ни распылять внимания, ни мешать должному восприятию отснятого. Учитесь простоте, чтобы вы могли в каждом снимке свою мысль выражать четко, просто и лаконично. «Краткость— сестра таланта»,— говорил А. П. Чехов. В этом путь к подлинной силе художественного действия.
|