Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Расположение предметов в плоскости кадра Наши глаза воспринимают окружающую действительность иначе, чем фотоаппарат. Вы видите в обычной, повседневной жизни сразу всю среду и в ней особо — ясно и четко — выделяете деталь, за которой в данный момент следите. Фотоаппарат же фиксирует равным образом все, что оказалось в его поле «зрения». Таким образом, если вы хотите, чтобы главный сюжет был зрительно понятен, вы должны найти в кадре место, на котором бы сразу сосредоточивалось внимание зрителя. При первом же взгляде на снимок в глаза бросается путаница разных пятен, из которой затем последовательно всплывает и узнаваемое вами на снимке изображение. Чтобы понять последовательность его возникновения при зрительном восприятии, редакторы газет проделали опыт. Составили большие таблицы разных цифр, причем определенную цифру специально разместили последовательно в разных местах. Затем произвели психологическое исследование со многими сотнями людей. В зависимости от того, как быстро большинство из них находило означенную цифру, размещенную в разных местах таблицы, была отмечена следующая закономерность: большинство смотрит вначале в верхний левый угол (как будто ищет название) — таков, следовательно, первый центр внимания. Затем переносят взгляд в правый нижний угол и, наконец, в центр, словно в поисках подписи или содержания (см. рис.). Правый же верхний и левый нижний края пропускают. Несмотря на то что взгляд падает прежде всего в левый верхний угол, это место долго и внимательно не рассматривается. Глаза пробегают дальше, чтобы быстрее «схватить» все остальное. Месту в правом нижнем углу или чуть выше правого нижнего угла по направлению к середине уделяется гораздо больше внимания. Следовательно, в этом месте, на которое больше всего обращается внимания, вы и должны размещать главный объект съемки. Маловероятно, чтобы взгляд снова вернулся в центр первого внимания, то есть в левый верхний угол (см. рис.). Наше зрение, следовательно, путешествует по снимку с левого верхнего угла в правый нижний как бы по диагонали. Когда же оно проходит диагональ в обратном направлении (справа налево), то его движение замедляется (см. рис.). Если диагональ слишком четкая и если она продолжается до самого края снимка, то возникает опасность, что взгляд, следя по ней, выйдет за поле рисунка. (Диагональю необязательно должна быть прямая линия — ею могут быть и какая угодно кривая и разного рода группы предметов.) Чтобы приковать внимание зрителя, надо главную линию время от времени прерывать намеками на обратное движение; взгляд, таким образом, будет задерживаться, пройдет через снимок ритмично, последовательно воспринимая его составляющие, и остановится на главном (см. рис.).
Это, конечно, только общетеоретические сведения, которые не могут служить правилом на все случаи жизни, ведь действительность чрезвычайно многообразна. Мы указали лишь на принципы нашего восприятия, которые, может быть, имеют какое-то отношение и к тому, что мы привыкли писать слева направо и сверху вниз, работать правой рукой и при работе садиться таким образом, чтобы свет падал слева. Может быть, поэтому нам больше нравятся те фотографии, на которых свет падает слева. Не потому ли нам приятнее снимки, которые внизу чуть темнее, чем вверху (чтобы снимок хорошо стоял и не падал). Из тех же самых естественных предпосылок мы размещаем снимаемого в профиль так, чтобы впереди него было больше пространства, чем сзади (чтобы снимаемый не смотрел в край снимка или мимо него).
Чтобы снимок был более понятным, отдельные сюжеты не должны перекрываться. Неприятное впечатление производит горизонт или какая-либо другая линия, разделяющая снимок на две равные части, если, конечно, такое равновесие не является важной особенностью сюжета, и это нужно учитывать. Фотография представляет собой плоскостное изображение, однако фиксирует она предметы, по-разному расположенные в пространстве. И с этим вы также должны считаться при размещении объектов на плоскости снимка. Наши глаза воспринимают целое, на котором четко и ясно выступает главный объект, все равно какой величины, близкий или отдаленный. В фотографии этому способу восприя тия вы подражаете определенным раз мещением отдельных объектов и сюже тов. Заботьтесь о том, чтобы главный сюжет не был слишком удален, чтобь он был достаточно крупным, четким понятным и контрастным. За ним и около него наблюдаете менее четкую, более удаленную среду и фон. Таким образом, на готовом снимке возникает законченное изображение аналогичное тому, какое было в действительности. На снимке будет отчетливо выделен главный объект, а вместе с тем подчеркнута и среда, в которую он вписан. Снимок воздействует на нас естественно, фотография нам нравится. Эффективному схватыванию сюжета способствует точка съемки. Нижняя — подчеркивает передний план, придает объекту монументальность и устраняет лишний фон. Верхняя точка съемки объединяет, организует общую связь, опускает передний план, подавляет объект, уменьшает и подчеркивает задний план изображения, дает более четкое представление о положении объекта в пространстве; уменьшенным и как будто сдавленным и потерянным кажется объект, когда сосуществуют на равных передний и задний планы. Рассуждая так, вы не должны забывать о том, что говорилось с самого начала: у вас самих должна быть полная ясность, почему вы снимаете именно данный объект и что вы этим хотите сказать. Снимок должен быть интересным, привлекать внимание, захватывать. Потому вы не должны бояться броскости подачи сюжета, сосредоточения взгляда на главном в снимаемом объекте, акцента на той или иной стороне. Вы не должны стесняться сильных, впечатляющих, живописных, активных приемов, если они действительно отвечают замыслу, содержанию. Все наши умозаключения и наброски, конечно, очень приблизительны. Из них не нужно выводить всеобщие абсолютные правила и законы, которые бы вас надежно (без усилий собственной мысли, во всех случаях жизни) приводили к цели. Ведь существует много отличных, сильных снимков, не имеющих, например, совсем диагонали, но отличающихся интересным содержанием, горячим чувством и действенной формой. Для того чтобы ваши снимки производили сильное впечатление, вы прежде всего должны воспитать и образовать ваши чувства и разум. Нужно постоянно внимательно и вдумчиво следить не только за собственными снимками, но и за теми, что появляются в журналах и книгах, и прежде всего размышлять над теми, которые вам больше всего понравились, несут ярко выраженную идею и внешне эффектны. Осознавать причины их плюсов и минусов, анализировать, почему те или другие снимки производят сильное впечатление — чем это вызвано: сюжетом, специфической точкой съемки, освещением, кадрированием, размещением предметов или формой. Вы должны разобраться, обоснованны ли запечатленные действия и соответствуют ли реальности, что следовало бы изменить — сюжет, свет, кадр, композицию и т. д. Обо всем этом беседуйте со своими друзьями, обменивайтесь мнениями, чтобы не закоснеть случайно на ошибочной точке зрения.
|