Эрих Эйнгорн "Основы фотографии" Действие сюжета - посадка головы При съемке портретов, то есть при фотографировании, не предусматривающем самостоятельного действия (снимаемый лишь дает себя снимать), выражение лица, взгляд, посадка головы, которые часто бывают только случайными, имеют определяющее значение. Они создают не только впечатление о настроении и чувствах снимаемого, вызванных определенным окружением или действием, но и позволяют судить о его характере. Поэтому ни посадка головы, ни направление взгляда не должны быть случайными, напротив, надо совершенно ясно представлять, как они выражают характер снимаемого. Иначе снимок не будет правдивым. О значении направления взгляда и посадки головы есть много народных выражений: «повесил голову», «у него прямой взгляд», «задрал нос кверху» и т. д. Просящий человек опускает глаза, высокомерный и заносчивый поднимает голову и нос, лгун и нечестный не посмотрит вам в глаза; если вы сомневаетесь в чем-то, то пожимаете плечами. О значении жестов и посадки головы свидетельствует, например, то обстоятельство, что все действия и мимика кукол в кукольном театре основаны на действии и языке жестов, в том числе и посадке головы. Проверьте теперь все это на практике, посмотрите, что изменится в зависимости от того, как вы установите фотоаппарат (направление взгляда фотографа?). На выражение лица снимаемого точка съемки не влияет в том случае, если фотограф меняет положение фотоаппарата по горизонтали (фотоаппарат все время на одной высоте, см. рис). Но она влияет в том случае, если фотограф меняет ее в вертикальной плоскости, снимает объект с разной высоты (см. рис).
Даже при исключении влияния мимики и жестов (снимаем модель, меняя только угол съемки, поворот головы и направление взгляда) получаем восемь основных вариантов прямой посадки и взгляда с большой разницей во внешнем изображении снимаемого. На самом деле этих вариантов и возможностей гораздо больше, ведь влияние оказывают также выражение лица, жесты, положение рук и т. д. (см. рис). Девять вариантов, которые показывают взаимное влияние посадки головы и направления взгляда на общее впечатление от снимка. Поэтому наиболее трудное при съемке портрета — найти такую посадку головы, которая верно выражала бы самое характерное в человеке. Вы должны прежде всего понять характер снимаемого и иа этом основании сделать свой выбор. Потом уже, сделав снимок, проверьте себя. Если решение вас не удовлетворило, постарайтесь уяснить себе, чем оно не хорошо, чем не характерно. Недостатки можно устранить при пересъемке. Именно таким путем в большинстве случаев приходят к цели. Заметьте себе, что всегда нужно стремиться к естественности. Все должно быть совершено правдиво и убедительно. Вкус — это мера. Никогда ни в чем не следует преувеличивать. И в данном случае вы должны в совершенстве знать, как влияет правильная посадка головы на результат съемки. В этом вам поможет ряд упражнений. 1. Проверьте разные варианты посадки головы и направления взгляда на каком-нибудь из своих знакомых (для начала не надо снимать). 2. Обратите внимание, как настроение, чувства, заведомо поставленная задача, среда и т. д. отражаются на посадке головы и направлении взгляда, какие им соответствуют жесты и выражения. 3. Достаньте
театральную куклу и попробуйте с ее
помощью: 4. Поразмышляйте над снимками из журналов, книг и т. д. О том, в частности, как посадка головы создает общее впечатление, выражает характер снимаемого. 5. Фотографируйте своих знакомых при естественном рассеянном свете (в тени), стараясь придать им определенную, возможно, и надуманную позу разными вариантами посадки головы, направления взгляда, жестов и мимики. Остерегайтесь, однако, дешевой нарочитости, стремитесь всегда к правдоподобному и умеренному действию. 6. Анализируйте эти снимки (по возможности вместе с друзьями) и определяйте, какие из них лучше и более естественно передают данный характер и почему. 7. Постарайтесь на том же объекте выразить другие характеры — опять же с помощью разных вариантов и при дневном рассеянном свете. Результаты вновь внимательно и критично проанализируйте.
|